Истории

Олимпиада: общий зачет – восьмое место. Удивлены? Расстроены?

Я вот, например, расстроен очень, но не удивлен ни капли. Только не спешите обвинять меня в злопыхательстве и брюзжании, я с пяти лет активный болельщик и сам спортом занимался. Я призываю только к одному – реально смотреть на вещи и называть эти вещи так, как они называются, а не так, как нам приятно думать.

От Советского Союза российскому спорту досталось огромное наследство, здесь и материально-техническая база, и тренировочные методики, и, что немаловажно, традиции победителей. Но любое наследство, если не использовать его с толком, не вкладывать во что-нибудь рентабельное, рано или поздно закончится. Сейчас-то как раз и наступило это рано или поздно. Наше наследство мы промотали в рекордно короткий срок, с ухарством подгулявшего купчика.

В российском спорте нет фундамента

Представьте, что вы вдруг получили дом, в наследство от дальних родственников. Достаточно крепкий, достаточно ухоженный. Живи и радуйся! Но! За домом нужно следить. Проверять не просел ли фундамент, не заливает ли вода подвал, не ветшают ли стены. Подчинивать постоянно что-то нужно, мелкий ремонт и т.д. Аналогия проста и понятна. Фундамент – детско-юношеский спорт, стены – инфраструктура и методики, а крыша – вершина всего, самое красивое в доме, ее издалека видно – это, конечно, сборная страны.

Не слышите треска еще?

А русский национальный вид спорта – бег впереди паровоза. Плевать, что сгнил фундамент, а стены вот-вот рухнут – главное, чтобы все видели нашу крышу, украшенную золотом и серебром. Без фундамента и стен крыша падает с треском. Не слышите треска еще? Сиюминутный результат можно достичь один раз, ну два, ну пусть даже три, но потом - пустота.
Что там у нас с фундаментом, т.е. с детским спортом? Про зарплаты тренеров я вообще молчу, даже говорить ничего неохота. А вот вы, лично вы, знаете хоть одного подростка, который занимается лыжами или биатлоном? А лыжный клуб какой-нибудь знаете? Куда ребенка можно отвести, чтобы хоть стоять на лыжах научился правильно? Мне вот только Ханты-Мансийск почему-то приходит в голову. А как насчет санного спорта? Здесь уместно ставить вопрос не «чего у нас не хватает?», а «что у нас вообще есть?».

Победные традиции…..О каких традициях может идти речь, если лыжники – юниоры (юниоры сборной России!) не знают, кто такой Николай Зимятов? (читайте интервью с Зимятовым в «Спорт-Уикэнде»).

Насчет тренерских методик все наглядно показал Иван Скобрев. Расшифровывать, думаю, не надо. Учиться нашим тренерам некогда, потому что руководству нужен тот самый сиюминутный результат. Нет результата – нет и тренера. И финансирования тоже нет. А здесь уже слегка допингом запахло, не находите?

Наши уважаемые спортивные боссы с упорством, достойным лучшего применения, вкладывают деньги в починку латаной - перелатаной крыши. Чтоб сверкала! Самые большие призовые! Самая красивая форма! Отдельное питание! С любыми проблемами - прямо к президенту!

Ну не может крыша висеть в воздухе!

На призовые деньги есть, а на развитие спорта - нет?

Разберемся теперь с призовыми. Боже упаси, я не призываю наших спортсменов выступать на голом энтузиазме, каждый труд должен быть оплачен, а уж их, тяжелый, каторжный, тем более. Но посмотрим с другой стороны. Если Россия завоюет пять медалей, призовые выплатят? А если – двадцать пять, тоже? Получается на призовые деньги есть (и немало). А вот на развитие спорта нет. На разработку современного спортинвентаря тоже нет. Вот и получается, что наша гордость и надежда саночник Альберт Демченко продает свою машину, чтобы собрать свой спортивный снаряд – сани и подготовиться к Олимпиаде в Сочи. Где от него, между прочим, будут требовать медаль.

И речи нет о какой-либо долгосрочной комплексной программе развития спорта (комплексной, т.е. равномерно развивать и подтягивать до лучших мировых образцов все составляющие отрасли, а не во что-то одно деньги вбухать). Но ключевое слово здесь – долгосрочный, а это, увы, никому не интересно. Долго и кропотливо работать сейчас как-то не принято. Это и понятно, кому интересно, что будет через, страшно сказать, десять лет. Может через два месяца всех уже с должностей поснимают.

Спортсмены словно брошены на передовую без оружия

Спортсмены наши словно брошены на передовую без оружия и без надежного тылового обеспечения. Бейтесь! Кто выживет (завоюет медаль) – озолотим! Вот и бьются, кто чем может. Скобрев, например, опять же по аналогии с военными действиями, бьется трофейным итальянским оружием. Хоккеисты – НХЛовским. А у кого нет такой возможности – всеми подручными средствами.

И на волне провального выступления олимпийцев все громче слаженный хор – « Ну уж в Сочи-то мы им покажем!». Что покажем-то? Чем подкреплены эти заклинания? Может быть, уже завтра вводятся в эксплуатацию новые катки? Дают детским и юношеским тренерам новые суперсовременные методики подготовки, а заодно и зарплаты? Научные институты и предприятия получили госзаказы на разработку новейшего спортинвентаря? Нет, никто не говорит ни о чем подобном. Вот просто поверьте, что все будет отлично и все тут!

Канадцы явно научились управлять погодой

А почему сейчас не отлично? И здесь все понятно. Во-первых, злокозненные канадцы явно научились управлять погодой. Когда на дистанции наши спортсмены сразу начинается дождь, снег, ветер, град и, вероятно, слабые подземные толчки. Поэтому мы никогда не можем попасть в мазь. А то, что говорят наши замечательные девчонки - биатлонистки после дистанции (все, как одна, простодушно признались, что бежится хорошо, просто сегодня соперники оказались сильнее), так это они ошибаются. Сверху виднее. А когда упала наша конькобежная надежда Юлия Немая, я с удивлением узнал, что это предыдущие участницы коварно разбили лед. Им что, надо было отказаться стартовать перед Юлей?

И даже уважаемый мной Дмитрий Губерниев не удержался, и, поддавшись всеобщим тенденциям поиска врагов, выдал в эфир с интонациями обиженного карапуза, что, дескать, пусть мы и проиграли опять, а вот они….вот они….они даже компьютер включить нормально не могут.

Не солидно как-то. Мелковато. Может, перестанем уже выискивать недостатки в работе организаторов Игр, а серьезно и тщательно проанализируем причины наших неудач?
 

share
print