Новости

Расстрелянных в смутное время могут закатать в асфальт

Археологи требуют приостановить строительство стоянки на костях казненных в Петропавловской крепости.

Петербургские историки называют Заячий остров первым островом Архипелага ГУЛАГ. Здесь расстреливали и хоронили заложников в годы «красного террора». В 2007-м году при замене коммуникаций у Головкина бастиона ковш экскаватора срезал часть человеческого скелета – экспертиза установила, что останки принадлежат, как минимум, двум мужчинам 20-30 лет.

В декабре 2009 года у того же Головкина бастиона рабочие наткнулись еще на одну могилу – археологи достали из нее 17 черепов с отверстиями в затылке, крестик, два образка, паломнический жетон, запонку… У старшего научного сотрудника Института истории материальной культуры РАН Владимира Кильдишевского есть основания полагать, что в братской могиле могли быть останки четырех великих князей. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение, нужна квалифицированная судебно-медицинская экспертиза, но никто не готов ее оплачивать – не к Романовым же обращаться…

Писатель Даниил Гранин обратился к Валентине Матвинеко с предложением установить в районе Головкина бастиона небольшой деревянный крест в память о тех, кто был расстрелян на этом месте. Смольный ответил отказом, сославшись, во-первых, на недостаточность документальных свидетельств, а, во-вторых, на недопустимость работ, изменяющих внешний облик памятника федерального значения. Вместо памятного креста на лобном месте решили построить стоянку для туристических автобусов.

Общество «Мемориал» и другие организации добиваются приостановки строительных работ для того, чтобы дать археологам возможность провести исследования на этой территории.
В среду на ученом совете в музее истории Петербурга было решено создать рабочую группу «для анализа ситуации». В нее войдут историки, археологи, судебно-медицинские эксперты.
Виктория РАБОТНОВА.

Тюрьма Трубецкого бастиона считалась ликвидационной. «Мы поехали в Петропавловскую крепость, захватив с собой несколько арестованных, чтобы произвести расстрел. Но, приехав в Трубецкой бастион, у охраны выяснилось, что могилы для предполагаемых к расстрелу не подготовлены, и еще какие-то мелкие формальности нам помешали», - вспоминал член районной «тройки» М.И.Лямин в 1932 году.

О беспорядочных выстрелах и коротких пулеметных очередях, доносившихся ночами со стороны крепости, упоминали в своих дневниках Зинаида Гиппиус и Дмитрий Лихачев.

Среди тех, кого расстреляли у стен крепости, были четверо великих князей – Николай Михайлович, известный историк, возглавлявший Русское историческое общество и Географическое общество, Георгий Михайлович, управляющий Русским музеем, а также Дмитрий Константинович и Павел Александрович.

 

share
print