Пережив в 2000-х кредитный бум, россияне постепенно учатся быть осторожней с деньгами. Люди возвращаются к старому дедовскому методу: накопил – купил.
На минувшей неделе меня поразила одна симпатичная цифра. Оказывается, за всю историю потребительского кредитования с середины 90-х годов россияне взяли в кредит ни много ни мало три триллиона рублей.
Для несведущих: в одном триллионе 12 нолей, и в 2005 году эта сумма составляла доходную часть бюджета Российской Федерации.
Безделушки «потянули», как квартиры
По грубым оценкам, первый триллион у заемщиков ушел на покупку квартир, второй – на новые автомобили. А третий наши соотечественники разменяли по мелочам, вроде телефонов, модных гаджетов, бытовой техники и прочих нужд, не терпевших отлагательства.
Пик кредитного бума пришелся на период с 2006-го по 2008 год: в эти два года возможность жить не по средствам из раздела теории окончательно переползла в практику. К примеру, можно было купить плазменные телевизоры, которые стоили как «Жигули».
«Я не устоял и купил себе панель почти полтора метра по диагонали, – рассказывает Александр Жуков, – Очень хотелось сделать дома настоящий кинотеатр, и я оформил плазму, игровую приставку и акустику – всего на 70 тысяч рублей».
Но большой телевизор не заменил Александру походы в кинотеатр, а впоследствии он и вовсе перестал смотреть «ящик» по идеологическим соображениям, игрушки надоели. «Золотая» панель включается раз в два месяца – посмотреть футбол, а кредит выплачивать еще полгода.
«Россияне, в отличие от американцев, потребители молодые и неопытные, попросту говоря, они дорвались», – рассуждает о том, зачем так неразумно вели себя покупатели, Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов.
Клиент воспитан дурно
С 2001-го по 2005 год Игорь Березин проводил исследование «Стиль жизни среднего класса» и отметил, что на заре 2000-х люди еще предпочитали копить, а те, кто брал деньги в долг, демонстрировали весьма ответственное поведение и долги возвращали.
В 2006-м ситуация начала ухудшаться. Любопытство завело меня в записи ЖЖ за 2007 год, где одна дама просила помочь материально ее семье, мотивируя тем, что «на мне пять кредитов, а у мужа еще четыре, и чем их отдавать, не знаем».
Психологи отмечают, что кредиты сделали доступными так называемую эмоциональную покупку: пришел, увидел и купил, а в кошельке только мелочь на метро.
Не далее как осенью 2008 года в банках заговорили об «экономической безответственности» клиентов.
«Нам стали изрядно мозолить глаза жены, которые слезно просили не давать кредиты их мужьям, потраченные на неизвестные нужды, – говорит один из банковских работников, – сейчас таких случаев меньше, люди становятся осторожнее».
Снова копим
Сегодня на каждого заемщика приходится минимум 3000 рублей, которые надо ежемесячно отдавать в счет взятого кредита.
А за деньгами в долг приходят реже. К примеру, если в 2008 году 50 % всех новых автомобилей было куплено в кредит, то в 2009-м только 15 %.
То же самое произошло и с сотовыми телефонами. В банках отмечают, что пока экономическая безответственность населения еще на пике, но маркетолог Березин уверен, что «кредитная эйфория» уже сходит на нет и люди возвращаются к старому дедовскому методу: накопил – купил.
Транжире на заметку
Для тех, кто мучительно ищет ответ на вопрос, куда уходят деньги, в Интернете создано несколько ресурсов, которые планируют расходы.
Принцип работы у всех «домашних бухгалтерий» похож, а цель одинаково благая: клиент должен остаться при своих деньгах.
Транжире дают возможность завести свой кабинет, ввести данные по зарплате и расходам, а система считает, сколько можно потратить в неделю, отложить и какую максимальную сумму кредита взять, чтобы ежемесячный платеж не пробивал финансовую брешь.
Впрочем, лично я обхожусь без помощи электронного мозга. В бумажный ежедневник ежемесячно записываю, сколько трачу на транспорт, еду, кремы и детские игрушки, а в день зарплаты снимаю ровно эту сумму с карточки. Про оставшиеся деньги предпочитаю «забыть». Иногда получается.
Сайты «домашних бухгалтерий»: