Истории

Выборы в Украине: когда начинают думать об эмиграции

«Вы знаете, я не уверена, что стоит публиковать это интервью. Если президентом станет Янукович, скорее всего, я уеду в США».

От этих слов я окончательно проснулась на утро после первого тура голосования в Украине. Моя собеседница - молекулярный биолог Наталья Шульга. Мы общались с ней накануне выборов об украинском образовании и о тех реформах, которые ему нужны. Оказалось, что говорить на эту тему с молекулярным биологом куда интереснее, чем с министром образования. Наталья Шульга вообще случай уникальный. Пять лет назад – сразу после «оранжевой» революции - она вернулась в Киев из Рочестера, куда она в начале 90-х уехала «делать науку».

В 2004 году во время событий на Майдане, она круглосуточно следила за новостями по BBC и CNN, в которых показывали 20-летних украинских студентов. «Мы не хотим жить во лжи, коррупции и страхе, мы хотим новой Украины, новых перспектив», - говорили дети с экранов телевизора. Шульга, несмотря на свое глобальное мироощущение, в душе романтик. Она поверила. И вернулась.

Кстати, надо сказать, что среди молекулярных биологов доктор Шульга известна тем, что разработала метод, позволяющий наблюдать процессы ядерного транспорта в живой клетке в реальном времени. На нее ссылаются все ученые, кто занимается этой тематикой. У нее высокий рейтинг цитируемости. Другими словами она очень перспективный ученый. Не много людей, занимающих такое положение в американском обществе, вот так же в один день решились бы на кардинальную смену условий.

Несколько лет после возвращения в Киев, она работала ректором по развитию в Киево-Могиляской академии. Пыталась реформировать систему – поддерживать талантливых преподавателей и студентов, но главное вводить международные стандарты оценки качества преподавания. Но это, понятное дело, многим не нравилось. Тогда она ушла.

Сейчас Наталья Шульга с коллегами создала общественную организацию Украинский научный клуб, который объединил многих украинских ученых, живущих за рубежом. Они верят, что рано или поздно им удастся доказать правительству, что надо вкладывать средства в развитие научного потенциала. И взять на вооружение пример послевоенной Японии или Финляндии.

«Да, конечно, мы все сразу не поднимем, но у нас есть прекрасная радиофизика», - говорит Шульга.
Но о науке не говорят ни политики, ни кандидаты в президенты. Вся предвыборная пропаганда строилась с расчетом на малообразованного и небогатого украинца. На человека, рассчитывающего на помощь государства и по сути своей не имеющего никакой гражданской позиции. Все лозунги сводились к одному: «выбери меня и у тебя будет…». А дискуссия между политиками сводилась к одному - кто и как нажил свои миллионы.

«Каждый будет воровать, но Янукович, хоть с людьми поделится», - такие аргументы в ходу у старшего и, надо сказать, наиболее активного населения. Те же, кто голосовал за Юлю, на самом деле голосовали против бандита Януковича. Часть избирателей так и не простила ему двух судимостей.

А вот кандидата для таких избирателей как Шульга - вообще нет в украинской политике.

«С кем идти в Европу, если никто не понимает, каким должно быть современное образование? Как учить детей? На что ориентироваться? Куда вообще идем?».

Результаты второго тура вряд ли будут неожиданными. Возможны протестные акции, политтехнологи БЮТа уже сейчас обдумывают различные вариации импичмента Янковичу (в случае, если он станет президентом).

Мы не делаем выбор, мы просто ставим галочку. Философия жизни будет прежней. Разве, что после очередных выборов начнется новая волна передела собственности.

А кому-то придется уехать и страны. И снова ждать лучших времен. Хочется верить, что когда-нибудь они все-таки наступят.
 

share
print