Истории

Граждане! Помогите милиции!

На прошлой неделе на официальном сайте МВД РФ появился текст авторского проекта федерального закона «Об участии граждан в обеспечении правопорядка»

Авторами выступили шесть крупных милицейских начальников. Речь в нем идет о регулировании условий, на которых граждане могут участвовать в охране правопорядка. «Гвоздь программы» – глава, посвященная народным дружинам.

 

Юлий Рыбаков, правозащитник

Правоохранительные органы признаются в собственном бессилии

Чудеса с этим законопроектом начинаются еще в заявлении о нем правового департамента МВД России. Юристы в погонах ссылаются на Конституцию РФ, согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Мимо сознания авторов почему-то проходит, что речь идет о защите именно своих, личных, прав и свобод, а никак не общих.

С пафосом цитируя часть 2 статьи 6 основного закона, о том, что граждане обладают всеми правами и свободами, они почему-то совсем не упоминают часть 1 той же статьи 6, где обязанность защищать права и свободы граждан берет на себя государство. Конституция никоим образом не делегирует право защиты общественных интересов любому гражданину.

Этим законопроектом правоохранительные органы признаются в собственном бессилии. Они не в состоянии справится с преступностью – как в обществе, так и в своей профессиональной среде. Они пытаются «расшириться» за счет добровольных помощников, которых собираются поощрять. А зачем же мы тогда платим налоги? Зачем содержим такое невероятное количество милиции и внутренних войск? У нас работников правоохранительных органов раз в 8 больше, чем в любой цивилизованной стране.

Из 20 перечисленных (глава 1, статья 4 законопроекта) направлений деятельности госорганов, где предполагается участие граждан, только три носят некий «дополнительный» характер. Все остальные не прибавляют ничего нового к существующему праву граждан на общественную деятельность.

Из законопроекта совершенно непонятно, кто окажется в рядах этих структур. Каким образом людей будут отбирать и контролировать. Даже в рядах правоохранительных органов оказываются люди с психическими отклонениями, несмотря на все проверки и психологическое тестирование.

Что же говорить о качестве селекции кандидатов в ряды добровольных помощников, которым, кстати, предполагается дать в руки оружие?

Единственный правильный пункт в законопроекте – пункт 1 статьи 5: «Органы обеспечения правопорядка не могут привлекать граждан для участия в мероприятиях, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью». Он полностью перечеркивает какую бы то ни было возможность привлечения гражданских лиц к реальной работе правоохранительных органов.

Ознакомиться с законопроектом можно по адресу: http://www.mvdinform.ru/anounce/4880/ 



Владислав Лапинский, юрист, председатель президиума Петербурга коллегии адвокатов «Юристы – за конституционные права граждан»

Законопроект – «с двойным дном»

Идея законопроекта понятна – создать полноценные народные дружины. Но при этом он гораздо более широк.

Законопроект предусматривает создание иных организаций, которые занимаются защитой правопорядка в различных областях. Если бы были подробно прописаны их права, это было бы правильно. Сейчас в законопроекте подробно проработана лишь глава о народных дружинах.

Но другие организации давно занимаются правами, например, пациентов психбольниц, детей, которые находятся в стационарах. Эти организации реально существуют сейчас. В рамках этого законопроекта они должны встать на учет (статья 12). Но никаких прав при этом они не получают. Значит, им нет никакого смысла ни учитываться, ни отчитываться, ни извещать органы о своей деятельности.

Последствия понятны. Правоохранительные органы будут требовать учета: «Вы не учтены, значит, не можете работать». Хотя многие организации работают с 1990 года.

В рамках законопроекта предполагается учет только в органах местного самоуправления. Но муниципальное образование – это очень маленький район. Деятельность практически всех действующих организаций выходит за эти рамки.

Кто-то работает на весь город. Кто-то – на весь северо-запад. А некоторые охватывают всю страну. Но во всех МО страны встать на учет нереально. Тогда на территориях других МО, где организация не учтена, она работать не сможет.

Улучшить законопроект можно двумя путями. Либо подключить к его обсуждению широкую общественность и наполнить его конкретным содержанием. Либо принять «рамочный» закон, исключив из него народные дружины. И после принимать отдельные законы конкретно по разному виду организаций.

share
print