Истории

У ОСАГО день рождения, и водителям причитается

За три года жизни страховка претерпела ряд изменений, которые пошли на пользу автовладельцам

Обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) празднует двойной день рождения – три года с момента появления и год действия поправки, благодаря которой автомобилисты могут больше не опасаться, что их компания обанкротится или у нее отнимут лицензию, а они останутся без страховых выплат. За последний год рынок ОСАГО стал гораздо цивилизованней, и автомобилистов волнуют совсем другие вопросы. Например, почему после аварии нужно идти за деньгами не в свою компанию, а в ту, которая застраховала виновника ДТП? Или почему один эксперт оценивает нанесенный ущерб в 1000 рублей, а другой – в 1200?

По словам Андрея Знаменского, начальника управления ОСАГО компании «Русский мир», сейчас на страховом рынке работают около 75 компаний, которые занимаются ОСАГО. Это почти в два раза меньше, чем год назад. Страховщики считают это изменение позитивным – с рынка постепенно уходят мелкие компании. Как показала практика, небольшая фирма может не справиться с возложенной на нее ответственностью. Примером тому служит прошлогодняя история с фирмами «Доверие» и «Страховое общество Содружества Независимых государств». Ростехнадзор приостановил действие их лицензий, и обладатели полисов несколько месяцев обивали пороги различных инстанций – выяснилось, что выплаты по ОСАГО им получать не у кого.

Сейчас такие ситуации невозможны – компенсации автомобилистам выплачивает Российский союз автостраховщиков. Специально для этих нужд создан резервный фонд. «Это главное достижение за все время существования ОСАГО», – уверен Андрей Горяинов, руководитель рекламного отдела компании «Прогресс-Нева». Страховщики уверены, что процесс укрупнения компаний будет продолжаться. Мелкие будут либо исчезать, либо сливаться с крупными.

А вот скидок при оформлении договора ОСАГО больше не будет – теперь они официально запрещены. Согласно правилам, тарифы должны быть одинаковыми у всех компаний. Единственный подарок, на который может рассчитывать владелец машины, это пятипроцентная скидка при оформлении нового договора – при условии, что он отъездил год без аварий. То есть максимальная скидка сейчас может составить 15 процентов. Хотя и тут есть одна тонкость: если «безаварийный» водитель вдруг решает поменять машину, скидка «сгорает». И автомобилисты, и страховщики не считают это справедливым и ждут принятия поправки, которая бы разрешила менять, скажем, потрепанные «Жигули» на новенький «Форд» без материальных потерь.

Еще одна причина для недовольства – отсутствие единых стандартов оценки повреждений. «Сейчас существует четыре методики экспертизы», – рассказывает Андрей Горяинов. Все они не слишком отличаются друг от друга, но часто вызывают удивление у водителей. Например, один эксперт может оценить вмятины на сто-двести рублей больше или меньше, чем коллега. В ближайшее время Российский союз автостраховщиков собирается ввести единые стандарты оценки повреждений.

А вот ходить за компенсацией в компанию виновника ДТП придется еще долго. В начале этого года семь страховых компаний попытались заключить договор о сотрудничестве, чтобы избавить клиентов от этого неудобства, но выяснилось, что изменить существующий порядок нереально – для этого нужно серьезно менять законодательство. Зато страховщики предлагают своим клиентам дополнительный сервис. Например, одна из компаний недавно стала предлагать юридические консультации, вызов механика к месту ДТП, доставку полиса и организацию ремонта.

share
print