Истории

В Белграде скончался писатель Милорад Павич

У «самого известного писателя самого ненавидимого народа» остановилось сердце.

В понедельник, 30 ноября, скончался один из самых известных на пост-югославском пространстве литераторов Милорад Павич. Он умер в Белграде на 81-м году жизни от инфаркта, сообщает ИТАР-ТАСС.

Про себя он говорил так: «Я же был самым известным писателем самого ненавидимого народа — сербского народа».

Биография
Милорад Павич родился в Белграде в семье скульптора и преподавательницы философии. Среди предков писателя и до него были литераторы — в 1766 году один из рода Павичей опубликовал сборник стихотворений.

В 1949—1953 годах учился на философском факультете университета Белграда, позже получил степень доктора философии в области истории литературы в Загребском университете.

Перед тем как полностью посвятить себя литературному творчеству, Павич некоторое время преподавал в различных университетах (в парижской Сорбонне, в Вене, Фрайбурге, Регенсбурге и Белграде). Был наставником сербского писателя и литературоведа Савы Дамянова. Его первый поэтический сборник («Палимпсести») был издан в 1967 году. В 1971 году был опубликован следующий стихотворный сборник «Лунный камень» («Месечев камен»).

Кроме того Милорад Павич работал в газетах, писал критические работы, монографии по истории древней сербской литературы и поэзии символизма, переводил стихи с европейских языков. Известность принёс роман «Хазарский словарь» (1984 год), ставший бестселлером. Его книги переведены на несколько языков.

В 1991 году вошёл в состав Сербской академии наук и искусств.

В 2004 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Павич владел русским, немецким, французским, несколькими древними языками, переводил Пушкина и Байрона на сербский язык. Член «Société Européenne de Culture», член сербского ПЕН-клуба.

Был женат на Ясмине Михайлович (сербская писательница, литературовед и литературный критик).

Литературное творчество
Для прозы Милорада Павича характерны мастерство форм, лёгкость языка, блестящие метафоры, внимание к философским проблемам. Многие из его произведений («Хазарский словарь», «Внутренняя сторона ветра», «Пейзаж, нарисованный чаем» и др.) написаны в форме нелинейной прозы.

Краткая библиография
«Железный занавес» (серб. Гвоздена завеса) 1973 год
«Хазарский словарь» (серб. Хазарски речник) 1984 год, интерактивный роман, построенный по принципу словаря, с использованием гипертекста
«Пейзаж, нарисованный чаем» (серб. Предео сликан чајем) 1988 год
«Внутренняя сторона ветра» (серб. Унутрашња страна ветра)
«Последняя любовь в Константинополе» (серб. Последња љубав у Цариграду. Приручник за гатање) 1994 год
«Ящик для письменных принадлежностей» (серб. Кутија за писање)
«Звездная мантия» (серб. Звездани плашт. Астролошки водич за неупућене) 2000 год
«Вывернутая перчатка» (серб. Изврнута рукавица)
«Семь смертных грехов» (серб. Седам смртних грехова) 2002 год
«Уникальный роман» (серб. Уникат) 2004 год[4]
«Свадьба в купальне» (серб. Свадба у купатилу), комедия, 2005 год
«Другое тело» (серб. Drugo telo) 2006 год[5]
«Бумажный театр», 2008 год
«Мушка», 2009 год

 

share
print