Истории

Интервью с и. о. ректора Санкт-Петербургской Государственной Консерватории Сергеем Стадлером

Вот уже полтора года в Санкт-Петербургской Государственной Консерватории бурлит жесточайший конфликт: 23 июня Министром культуры РФ Авдеевым на пост Исполняющего обязанности ректора был назначен Народный артист РФ скрипач и дирижер Сергей Стадлер, и, спустя уже несколько дней, группа сотрудников Консерватории попробовала опротестовать это назначение. Решение Министра изменено не было, и последовавшая целая череда столкновений и судебных исков привела к срыву выборов. Очередная дата выборов ректора - 26 ноября 2009 года - снова переносится на неопределенный срок.

В преддверии этого мы поговорили с Сергеем Стадлером.

MR7: Сергей Валентинович, Вы занимаетесь педагогикой, преподаете?

Сергей Стадлер: Я в течении пяти лет преподавал скрипку в Санкт-Петербургской консерватории и в данный момент продолжаю преподавать в Московской, но очень мало, так как времени нет.

MR7: Почему Вы решили принять предложение Министра культуры возглавить Санкт-Петербургскую Консерваторию? Ведь артисты Вашего масштаба обычно избегают административной деятельности, полной нетворческих, а зачастую и малоприятных историй?

Сергей Стадлер: Да, история тяжелая, к тому же отягощенная той ситуацией, которая сложилась в этом вузе за последние 15 лет. Но в итоге могу сказать: есть предложения, от которых не отказываются. Здесь такие большие традиции, выдающиеся люди, которые занимались музыкой в этих стенах. За этим очень большие тени стоят, может, самые большие тени прошлого. Если первым выпускником Санкт-Петербургской Консерватории был Чайковский Петр …

MR7: Вы часто говорите о том, что есть в России два музыкальных вуза, которые должны иметь собственную политику - это Санкт-Петебургская и Московская Консерватории.

Сергей Стадлер: Не «должны иметь», а имеют, даже если этим впрямую не занимаются. Говоря об этом, я имею в виду тот факт, что и Московская и Санкт-Петербургская консерватории имеют очень масштабный выход на публику. Большой Зал Московской Консерватории - это «первый» концертный зал страны, а Петербургская Консерватория имеет свой музыкальный театр, с профессиональной труппой, оперной и балетной, с собственным симфоническим оркестром, с зрительным залом на 1700 мест. Так что музыкальная политика в любом случае есть, и если ею занимаются, то она хорошая, а если нет - плохая.

MR7: Вы говорите о концертной политике, но основная функция Консерватории все же учебная…

Сергей Стадлер: А одно другому не мешает, а только помогает. Это как раз очень хорошо, что здесь есть возможность у студентов выходить на сцену, петь в театре. Безусловно, в консерватории есть очень сильный музыковедческий факультет, кафедра композиции, но если брать исполнительские специальности, то для них очень важно иметь возможности выхода на сцену в начале (а фактически, уже в середине, так как профессия музыканта приобретается зачастую еще до поступления в Консерваторию) своего творческого пути.

MR7: Соответствует ли, на Ваш взгляд, программа обучения в Консерватории, утвержденная Министерством образования, требованиям сегодняшнего дня?

Сергей Стадлер: В целом, конечно, да. Единственное, мы не понимаем, что нас ожидает с введением бакалавриата и магистратуры . К исполнительским и композиторской специальности эти критерии не применимы. В этом смысле то, что так активно продвигает министерство образования, по каким-то специальностям нам не подходит. С другой стороны сейчас нет в учебной программе общественно-политического балласта. Сейчас люди могут сосредоточиться на своем предмете. Но легких времен не бывает. Раньше нельзя было ничего сказать, а теперь ты говоришь, но тебя не слышат. Люди хотят так много и сразу реального, материального от такой нематериальной профессии как музыка, творчество, что в тот момент, когда, как мне кажется, самое время сосредоточиться на своем предмете, это сделать оказывается очень трудно.

MR7: Замечательная Консерватория начала 90-х, в которой мне посчастливилось учиться, представляла собой несколько анархическое учебное заведение. Все уезжали, приезжали, и студенты, и преподаватели, поток иностранных студентов, хлынувший в Консерваторию, сильно потянул общий уровень вниз. Словом, эта иллюзия свободы во многом разрушила нормальный уклад работы вуза. Как обстоит дело сейчас?

Сергей Стадлер: Санкт-Петербургу повезло в этом смысле больше, чем Москве, отсюда все-таки уехало меньше преподавателей. Но так сложилась жизнь. Сейчас уже известно, что рая на земле нет. И люди более осторожны в своих решениях. А в отношении иностранных студентов…. Чтобы соответствовать своему уровню, нужно много работать. Потому что студентов не заманишь. Они едут из провинциальных городов иногда, конечно, в Петербург, в «атмосферу», но чаще - к конкретному педагогу. Поэтому чем лучше педагоги - тем лучше и студенты.

MR7: Вы станете закручивать дисциплинарные гайки?

Сергей Стадлер: Вообще-то я никаких гаек крутить не собираюсь, но правила должны существовать. Либо студент учится здесь, либо где-то в другом месте. Но все эти процессы идут вместе с жизнью. Каждый случай индивидуален. Какие-то резкие движения здесь неуместны.

MR7: Известно Ваше намерение расширить помещение школы-десятилетки при Консерватории за счет соседних помещений, которые занимает училище имени Римского-Корсакова. Какова причина?

Сергей Стадлер: Нашей школе очень тесно. Там есть старшеклассники, выпускники, и первоклассники, совсем еще маленькие дети. Есть интернат, куда приезжают жить и учиться дети. Всем нужно создать условия. И когда здание используется совместно с училищем, то получается, что в одних и тех же дверях толкаются и младшие, и старшие одновременно, - это неправильно как технологически, так и творчески. Я считаю, что училищу необходимо свое хорошее здание. Это важно для всех. Училище очень хорошее, оно поставляет нам кадры, ему также необходимо иметь свое здание с концертным залом.

MR7: Помимо основного здания Консерватории с музыкальным театром и здания школы-десятилетки при Консерватории, существует еще одно здание, признанное в 2004 году частью Консерваторского комплекса - а именно, здание Англиканской церкви на Английской набережной. Всем этим сооружениям необходима реконструкция. Как будут формироваться бюджеты на эти проекты? Вы планируете привлекать спонсоров, частный капитал?

Сергей Стадлер: Да, основному зданию необходима реконструкция. В тяжелом состоянии находится театр, сейчас там со всеми вещами возникают большие проблемы. Очень халатно был сделан квази-ремонт в 60-х годах, и сегодня необходимо привести все в надлежащее состояние, в то, которого это здание заслуживает. Но на сегодняшний день никаких частных инвестиций, никаких спонсорских денег у нас нет. Мне кажется, спонсоры приходят тогда, когда все уже хорошо. Если возникнет такая необходимость, будем думать, в будущем, наверное, создадим Попечительский совет. Но мы на 100% госструктура. И наши учредители не оставляют нас без внимания.

MR7: Каковы Ваши первоочередные задачи после избрания как ректора?

Сергей Стадлер: Проблемы есть во всех сферах. Не люблю «делиться планами». Что получается - мы делаем, сделан ремонт во многих классах, в театре будут менять световое оборудование… Когда сделаем, тогда расскажем. Почти каждый день идут концерты в Малом зале, работает театр, только что в Консерватории прошло два фестиваля, планируются новогодние концерты. Будем праздновать юбилей Рубинштейна, годовщину создания Русского Музыкального Общества.

MR7: Как Консерватория планирует привлекать слушателей на свои концерты и спектакли? Ведь в Санкт-Петербурге существует рынок со своими жесткими условиями.

Сергей Стадлер: В Консерватории всегда была своя публика. На некоторые спектакли в театре мы собираем уже сегодня полные залы. И вообще - мы ни с кем не сражаемся. И для Мариинки, и для Михайловского театра, и для филармонии мы поставляем кадры. Вообще, в Петербурге при всем разнообразии в сфере классической музыки есть три института мирового значения - Мариинский театр, Консерватория и Филармония. У нас много молодых артистов, и можно делать очень интересные вещи, в этом есть наша специфика. Мы должны бороться за публику, но не можем идти на поводу у нее - у нас не выступают эстрадные исполнители. Мы по-хорошему консервативны.

 

share
print