Истории

У Олега Кувайцева - два юбилея

Руководитель "Ленинградского диксиленда" рассказал MR7, чем он живет сейчас.

У Олега Кувайцева, руководителя легендарного Джаз Бэнда «Ленинградский диксиленд», грядут сразу два юбилея: свое 60-летие и 50-летие оркестра.

Первое событие он отметит концертами в Петербурге и праздничным ужином 4 января в кругу семьи, а она у него большая: жена, дочь, двое сыновей-музыкантов и внучка, которая тоже уже выходит на сцену. В честь второго юбилея музыканты готовят мировое турне по Европе, Австралии, Новой Зеландии и Китаю.

Радушный хозяин встретил нас на 16 линии, где он живет. В квартире почти как в музее. Еще бы: «Ленинградский диксиленд» был первым советским оркестром, который выехал в Америку в конце 80-х.

С каждого фестиваля – награда или памятный знак. Олег Кувайцев даже не смог вспомнить количество стран, которые посетили музыканты. Потому и коллектив, больше известен за границей. Этот парадокс объясняется просто. «У нас джаз не так популярен, а на гастролях аншлаги, за границей увлекаются джазом, потому и нас знают», - говорит Олег Кувайцев.

Личная коллекция музыканта, удивляет. К примеру, в ней хранится подарок от Фрэнка Синатры - фото с пожеланиями всего наилучшего.

На вопрос, что значит джаз в его жизни, музыкант отвечает: «Джаз дает серьезные размышления. Это музыка не разгильдяев, а собранных людей».

Когда вы впервые услышали джаз?
В детстве, когда не было даже телевизоров. Отец был летчиком, привез американский приемник, где были короткие волны. Услышал странную музыку. Спросил отца – а что это? А он мне – это бармалеи играют. С тех пор полюбил эту музыку.

Как давно вы в оркестре и почему решили не менять название?
В «Ленинградском диксиленде» с 1981 года. До этого работал в оркестре Иосифа Вайнштейна. А вы знаете, что наш оркестр стал законодателем моды в названии? Вслед за ним появились Новосибирский, Московский и так далее диксиленды. Менять имя мы не стали. Разве может быть петербургская блокада, например? Историю не перепишешь, так и оставили.

Как можно охарактеризовать фирменный стиль вашего оркестра?
Диксилендовая музыка – одна из самых начальных форм джазовой музыки, в которой сфокусирован весь джаз. Это схематика, ритмическая идеология, нужно уметь импровизировать вместе – одновременно. Играть так, чтобы не мешать друг другу, чтобы было красиво – это совместная импровизация или разъезд, как мы называем. А сейчас в оркестре девять человек.

Как вас встречает публика в разных странах, есть отличия?
В Индии была экзотика для меня. Я думал - в Индии вообще какой может быть джаз? Там буддистская мелодика, совсем другая музыка, которая не похожа на джаз вообще. Но после выступления, даже после каждого соло - шквал аплодисментов. Попросили нас в зал выйти - тысяч пять народу. Рев стоит. Индия – это же английская колония бывшая, там английский язык - а это джазовый язык.

Америка оставила самое яркое впечатление, это родина джаза. И там самая шумная публика. Сразу все начинают танцевать. Публика в Петербурге – не московская, где сразу орут – давай, двай! В Петербурге она не то что даже сдержанная, она особая. Это видно, чувствуется. Выходишь в зал и флюиды такие идут: «наши, свои».

А дети ходят на джаз? Есть новое поколение публики?
Да, и мы делаем концерты для детей каждое последнее воскресенье месяца в филармонии джазовой музыки. Они они чувствуют себя свободными, превращаются из зашоренных ребятишек в свободных людей. Сами поют с нами песни, такие как «Капитан, улыбнитесь», танцуют, участвуют в действе. Они приучаются слушать музыку инструментальную, акустическую, импровизационную, ритмическую. Учатся эстетике, вкусу.

Каких событий в связи с юбилеями ожидать в Петербурге?
29 января будет концерт в большом зале филармонии, а в филармонии джазовой музыки намечен концерт в начале января. С 4 по 11 января – в этих числах. 26 декабря играем «Белое рождество» – тематический концерт с известными новогодними мелодиями. Будем наряжаться Дедами Морозами.

Расскажите о мировом турне и о творческих планах
Много стран заявлено: Голландия, Бельгия, Германия, Скандинавия, Шанхай, Австралия, Новая Зеландия. В мае, например, будем выступать на знаменитом Дрезденском фестивале джаза. Планируем тур в Башкирию и, возможно, в Ташкент.

В планах сделать из известных мелодий русских композиторов, таких как Дунаевский, Соловьев-Седой, Андрей Петров, джазовые произведения. Их песни очень хорошо ложатся на джазовый лад. И выпустить компакт-диск.
 

share
print