Истории

С «Царем» в голове

Знакомые и коллеги, узнав, что я уже видела "Царя", интересуются, стоит ли смотреть. Отвечаю: стоит. Если вы не беременны, конечно.

На пресс-показ мы попали вдвоем с коллегой. Надо сказать, что наши политические и жизненные взгляды - почти диаметрально противоположные. Коллега - марксист, скучает по "сильной руке" в государстве и с удовольствием читает книги типа «Почувствовать себя русским». Я, стало быть, совсем наоборот. Но фильм нам обоим понравился. Не знаю, что нашел в нем для себя коллега, расскажу, что впечатлило меня.

Смутное время. Если бы не натуралистичность некоторых сцен, фильм можно было бы рекомендовать посмотреть школьникам. Одно дело - читать про опричников и грозного царя в скучных учебниках, другое - увидеть на экране псов государевых, скачущих по деревням и весям с собачьими головами на седлах, наводящих ужас на все живое, пьяных от безнаказанности.
В фильме - 1565 год. Русь растерзана голодом и Ливонской войной. Опричники бесчинствуют. Мечущийся, мучимый сомнениями и страхом царь вызывает из Соловецкого монастыря друга детства Филиппа Колычева и уговаривает его стать митрополитом. Но ни старая дружба, ни страх, ни боль не могут заставить Филиппа разделить грех царя - он открыто выступает против произвола самодержца, и жертвует единственным родным человеком, свободой и жизнью. В пересказе - скучно, как в учебнике, в кино – динамично и красиво. Хотя все события, по словам Лунгина, исторически достоверны, в том числе - финальная сцена с одиноким царем, напрасно ожидающим свой народ на праздник казни. Сценарий был написан режиссером в соавторстве с Алексеем Ивановым, автором "Сердца Пармы", троекратным номинантом премии "Национальный бестселлер".

Иван Грозный. На пресс-конференции режиссера спросили: почему в фильме так много крови. Лунгин в ответ предложил посмотреть любую программу НТВ - крови там побольше будет. "А в моем фильме всего три такие сцены - пытки, казни и травли медведем. А как можно показать тирана, утопившего страну в крови, избегая натурализма?". Иван Грозный у Лунгина - безумец, сильный, жестокий, к концу правления проигрывающий сражения и сильно проредивший собственный народ. Царь, соблазненный идеей заменить Бога. По мнению Лунгина, это определило характер власти в России на века вперед - отголоски "грозненщины" слышны до сих пор. Российские правители склонны оправдывать любые меры "благом для отчизны": "Как человек я грешен, но как царь - нет" - эта фраза из фильма становится определяющей. Кстати, она "подлинная" - Иоанн Васильевич в картине говорит цитатами из своих писем и воспоминаний (переложенными на современный русский, естественно) - создав пугающий образ Грозного, сценаристы воздали должное его литературному дару.
Но лично для меня - фильм даже не о безумстве и бесчестии власти, а о противостоянии ей, силе убеждений и верности себе. Неожиданно сильно это как-то в наш век договоров и взаимовыгодных условий.

Олег Янковский. Вы заметили: в большинстве современных фильмов актеры играют всем телом? Руки вздевают, изображая отчаяние и возмущение, топчутся на месте, передавая замешательство или нетерпение (в широком смысле этого слова). Митрополит Филипп в фильме не топчется, не бегает, не стреляет, высунувшись из вертолета, он даже почти не говорит ничего - боль, сомнение, ужас, надежда и отчаяние - все это только в глазах. От которых невозможно оторваться. Даже если бы все остальное было в фильме никуда не годным, его стоило бы смотреть ради изумительной игры Олега Янковского.
Мамонов в роли Грозного тоже прекрасен, органичен, безумен.  Вообще в актерской команде нет посредственностей - Охлобыстин, Макаров, Домогаров хороши. А Юрий Кузнецов, который даже милицейских начальников играет человечными и совестливыми, неожиданно сыграл Малюту Скуратова.

Костюмы. Мало того, что они тоже достоверны и красивы. Костюмы играют в фильме особую роль. Сцена с облачением царя, которое превращает безумного старика в золоченый символ самодержавия - вообще должна войти кинохрестоматии.

Музыка. Написана петербургским композитором Юрием Красавиным - нечего сказать, нужно слышать. Не Макsим.
 

share
print