Истории

Поездка в Финляндию помогла понять, почему в России все так плохо

Предпринятая после почти 15-летнего перерыва поездка в соседнюю Финляндию кроме ярких впечатлений от гостеприимных людей заставила задуматься. Пища для размышлений попадалась буквально на каждом шагу.

Например, на границе: на российском пропускном пункте - многочасовая очередь автомобилей, заполнение и неспешная проверка непонятно кому и зачем нужных деклараций с обязательным номером действующей на заграничной территории (!) страховки, неторопливо двигающийся персонал. На финской стороне - учтивый, правильно говорящий по-русски офицер, пара простых вопросов и пожелание счастливого пути.

В поездку взял GPS-навигатор, чтобы не плутать по дорогам незнакомой страны. По какой-то случайности прибор был настроен для использования в режиме «пешеход», поэтому путь до пункта назначения пролегал по проселочным дорогам, обходя стороной трассы с интенсивным движением. Невозможно было не заметить, что все второстепенные дороги имеют твердое покрытие, состоянию которого могут позавидовать три четверти питерских улиц, обочины вычищены, ограничены полосатыми столбиками с катафотами, отлично различимыми во всякое время суток.

Дома в населенных пунктах кажутся новыми. Деревянный жилой дом с магазином, которому я дал бы от силы 50-60 лет, оказался более чем 150-летним.

Все рукотворные сооружения ухожены и поддерживаются в надлежащем состоянии. Сами финны сдержанно-вежливы, но всегда готовы помочь иностранцу.
 

   

Из недавней передачи по телевидению узнал, что в прошлом году у нас было построено вдвое меньше автодорог, чем строилось в годы Отечественной войны, и вчетверо меньше, чем в послевоенные годы. При этом стоимость строительства километра дороги в России почему-то вчетверо превышает этот показатель в Швеции.

 

   

Открытие сочинского океанариума: привезенные для него экзотические виды рыб сдохли до того, как таможенные чины определили величину таможенной пошлины. Подозреваю, что получатель оплачивать пошлину не стал. Таможенные инспекторы не виноваты – они действовали строго по инструкции.

 

    По служебной надобности пришлось определять стоимость строительства кабельной линии связи. И вот что открылось: в итоговой стоимости работа строителей занимает не более четверти. Оставшиеся три четверти поглощает топографическая съемка, получение всяческих разрешений, согласований, оплата процедуры сдачи законченного строительством сооружения.


Невольно напрашивается вопрос: каков коэффициент полезного действия российской экономики? На что тратятся заработанные народным трудом деньги? Очевидный ответ: на оплату ненужной обществу работы.

В последнее время, с легкой руки (языка?) президента стало модным декларировать борьбу с коррупцией. Но четырехкратная разница между стоимостью работы и связанных с ней согласований не может быть объяснена коррупцией или воровством: они способны поглотить не более нескольких десятков процентов общей стоимости. А сдохшая во время таможенного оформления рыба дала нулевое поступление денег в казну. Здесь даже не за что предлагать взятку.

Система законов в России такова, что для их исполнения необходимо оплатить работу множества людей, результат которой обществу (то есть, нам с вами) просто не нужен и никогда не будет востребован, как, например, заполняемые нами таможенные декларации.

Если мы хотим, чтобы со временем жить становилось лучше, чтобы в стране появлялись новые товары и услуги, чтобы экономика развивалась, необходимо срочно пересмотреть законодательную систему. Контроль за исполнением законов, безусловно, необходим, но число контролеров требуется уменьшить в десятки и сотни раз, причем нужно заставить их работать.

Нужно прекратить видеть в каждом потенциального преступника, но с неотвратимостью строжайшим образом наказывать виновников экономических преступлений. Перестать заставлять участников экономической деятельности доказывать чистоту их намерений до совершения действий, а обязать контролеров проявлять находчивость в выявлении нарушителей.

Иначе говоря, заставить государственную машину работать в интересах населения, а не для защиты людей от свежих продуктов и качественных товаров, от возможности организовать и вести свой бизнес. Только тогда можно ожидать действительного увеличения ВВП, как того требовал предыдущий президент, повышения уровня жизни, доходов бюджета.

share
print