Истории

Сергей Бугаев «Африка» о современном искусстве, школе кураторов и союзе свободных художников

Художник, музыкант и актер в одном лице, Сергей Бугаев «Африка» поделился с MR7, чем он живет сейчас.

В основном это подготовка собственного художественного проекта в рамках большой выставки, которую готовят французские специалисты, занимающиеся русским авангардом. Выставка-инсталляция откроется на территории знаменитого в Москве выставочного зала Гараж в феврале, затем поедет по другим странам.

Он занят школой кураторов, которая стартует в ноябре в Лофт-проекте Этажи и идеей создания союза свободных художников.

Сергей живет на Миллионной улице. Его можно встретить в культурных пространствах города, например, в музее сновидений Зигмунда Фрейда, в институте психоанализа или в Лофт-проекте Этажи. Любит гулять по набережным рек и каналов. Петербург в целом – его любимое место, иначе, по его же словам, он бы тут не жил.

После посещения Антарктиды стал ее поклонником. Среди других излюбленных мест: Камбоджи, Индия, Нью-Йорк.

О современном искусстве

MR7: Что происходит сегодня в мире современного искусства?

СБ: Если сфера искусства - 360 градусов, то у нас освоено только 90 градусов, многие объекты культуры не замечаются, не прочитываются в нашем контексте. Например, Русский музей – современные произведения хранит, но произведения искусства из шоколада не может хранить, а во всем мире есть такое серьезное направление, методы хранения, консервирования шоколада. У нас все свелось к тому, что скульптуры могут быть только из бронзы и только производства Церетели.

А современное искусство сегодня – сложный продукт. Это продукт изменившегося времени, изменившегося человека. Не то искусство, к которому мы привыкли. Уже давно никто не изображает картины и не рисует на них красками. В мире нового человека 21 века фигурируют новые материалы, новые принципы понимания пространства, формообразования. Тем не менее, существует определенная традиция и преемственность.

Но у нас некуда расти художественному рынку, потому что отсутствуют музеи, которые бы приобретали произведения искусства молодых художников. Я это говорю после 20-летнего участия в крупных международных программах, сам представлял Россию в 95 году на Венецианской биеннале, потому имею право делать подобные обобщения.

MR7: Почему, на Ваш взгляд, так сложилось?

СБ: Мир бизнеса не заинтересован в развитии искусства в России. Наши бизнесмены вкладывают в зарубежное искусство с целью его перепродажи. Многие из тех, кто сегодня у руля в России, проживать свою жизнь будут на Западе, это я говорю как человек, который 10 лет назад был помощником депутата Госдумы. Я тогда выходил с инициативой, чтобы человек, работающий в высших эшелонах власти, 30 лет после окончания своей работы не имел права переезжать на другое место жительства. Грамотные люди мне еще тогда сказали – никто тебя слушать не будет. Но если бы приняли, не было бы такой ситуации, как сейчас.

В Европе, к примеру, огромное внимание уделяют творческим людям, проектам и творчеству в целом. Там с завидной регулярностью продолжают открываться новые музеи. В нашем городе-музее Петербурге процесс музеефикации остановлен – это преступление.

То, что происходит у нас в городе, – перекрывание кислорода художникам. Взвинчивание цен на мастерские до невозможности платить аренду, переезд художников в другие страны – это трагедия нашего города. Ни одной существенной трансформации в искусстве не произошло, не открыто ни одной приличной точки государством.

MR7: А у людей есть интерес к современному искусству?

СБ: Мы весь прошлый год перемещались с выставкой «Будущее зависит от тебя». Проехали по 10 городам-миллионникам - огромный интерес к современному искусству и очевидное отсутствие выставочных площадок. Ведь современное искусство не может экспонироваться в традиционном музее, это стало очевидно. К тому же отсутствуют профессиональные кураторы.

О новом типе выставочного пространства

MR7: А как же Лофт-проект Этажи, которые открылись не так давно в Петербурге?

СБ: Это частная инициатива. Слава богу, в Петербурге появились люди, которые осознали, что лучше они используют свое здание с такой замечательной целью – откроют энное количество экспозиционных площадок, на которых будет осуществляться художественная деятельность некоммерческого свойства.

Сама идея, а точнее необходимость появления пространства, где молодежь могла бы заниматься тем типом творчества, который только ей понятен и доступен, в нашем городе назрела давно. Во всех странах уже есть такие крупные независимые центры, которые связаны с желанием собственников зданий, которые долголетиями простаивают, отдать их художникам.

Если сравнивать Московский Винзавод и Этажи, то Винзавод – пространство, заполненное коммерческими галереями, продающими декоративное искусство московским богатеям, сдающее в аренду галереи и получающие прибыль. У нас другая ситуация. Здесь никто никому в аренду ничего не сдает принципиально.

MR7: То есть можно просто прийти с творческой идеей?

СБ: А так и происходит. Приходят художники или их представители, приезжают кураторы. Здесь рассматриваются все предложения, ограничений никаких нет.

«Этажи» не занимаются попытками торговли искусством. Это первое место в нашей стране, где не начинается разговор со слова "аренда" или "деньги". Из места, где решаются чисто художественные задачи, оно уже превратилось в социальную точку. Я рад, что представители Этажей приняли принципиальное решение по поводу социальных проектов: барахолка, помощь бездомным животным и так далее.

А аудитория Этажей - это не торчки, проводящие время на дискотеках или приближенные к олигархии с целью торговли своим телом.

MR7: Как вы попали в Этажи?

СБ: Когда появились Этажи, здесь начала работать одна из воспитанниц Тимура Новикова Маша, я таким образом сюда и попал. После встречи с руководством, стало понятно, что у нас могут быть общие точки взаимодействия. Нам предоставили помещение для лекций института нового человека. К примеру, у нас с лекциями выступают директора ведущих музеев Европы.

Сергей Бугаев и его 6-летняя дочка Катя, которая начала играть в теннис и рисовать, чем радует папу.

О школе кураторов

MR7: Что даст школа кураторов?

СБ: Пока у нас отсутствуют профессиональные представители хорошей профессии, которую называют куратор. Надеемся, что те, кто будут заниматься в школе кураторов, сумеют открыть свои музеи, найти партнеров, и поэтому на лекции школы приглашаем людей из разных стран, которые продемонстрировали возможности создания музея на пустом месте. Сильно посещаемые, популярные среди народа. На лето на стажировку уже приглашают в австрийский музей двух наших студентов.

MR7: Кто такой куратор и зачем он нужен?

СБ: Куратор – человек, который разбирается в искусстве и подсказывает: вот это очень полезные вещи для зрения, души, мозга, а эти вещи очень вредные. Он может помочь обывателю, которому предлагают несвежую продукцию и пищевые добавки.

То же самое происходит и в культуре, многое из того, что привозят нам из-за границы, можно отнести к разряду вирусов. Голая баба с отрезанной головой, например,– это манипулирование массовым сознанием, а не предложение информационной вереницы, внутри которой содержится что-то, чем питается ваша душа.

Мы хотели бы, чтобы в нашей стране были адекватные люди в сфере музеев. Чтобы они отличали провокационные вещи, например, дешевые подделки типа целующихся милиционеров, и серьезные работы. Это та помощь, которую куратор может оказать обществу.

О свободных художниках

MR7: Что за идея альтернативного союза художников, зачем он нужен?

СБ: У нас жадные и бизнесмены, и общественные структуры, и мы с коллегами решили выйти на систему самоорганизации. Мы не хотели бы вступать в полемику с существующим союзом художников. Но мы хотим рисовать такой мир и такими средствами и способами, которыми мы его видим.

Многие свободные художники, которые в советское время относились к подпольным художникам, имеют и сейчас определенного типа сложности. Сегодня та же ситуация, которая привела к такому явлению как суд над Иосифом Бродским, на котором прозвучало буквально следующее: - Ваша профессия? – Моя профессия - поэт. - А у вас есть документ, что вы закончили учебное заведение, что вы поэт? - Нету…

Это непонимание того, что превращает города в культурные. Например, Вена, Берлин, Нью-Йорк - что сделали городские власти, чтобы туда приезжали творческие единицы, художники? Аренду определенной стоимости, возможности поддержи, субсидий, которые у нас отсутствуют.

MR7: Когда реализуется задумка?

СБ: С сегодняшнего дня я начинаю заниматься постановкой задачи о необходимости создания союза свободных художников. Организации, в которую может прийти любой человек и заявить о том, что он является художником или поэтом, пусть даже его стихи беззвучные - любая формулировка нас устроит.

Поэтому мы уверены, что союз свободных художников очень быстро станет востребованной общественной организацией в России.

Манифест уже пишется, со временем проведем учредительный съезд, соберем пресс-конференцию. Но это небыстрый процесс. Для начала наша цель - создание сплоченных молодых творческих сил, не склонных к обману, потому что в мире искусства сейчас очень много манипуляторов.

Справка «МР»

Школа кураторов - новая экспериментальная программа Лофт Проекта ЭТАЖИ, разработанная Олесей Туркиной в рамках «Института Нового человека», организованного Сергеем Бугаевым Африкой. Представление о кураторе и о новом типе выставки, представляющей определенную идею, а не просто группу художников или сюжет, появляется во второй половине ХХ века одновременно вместе с возникновением новых институций – институтов и центров современного искусства, отличающихся от традиционных музеев.

Начиная с 1980-х годов, когда на карте мира возникают многочисленные биеннале и Манифеста, критики и художники начинают говорить о диктатуре кураторской деятельности. В России, первым и единственным опытом стала Школа кураторов Виктора Мизиано, организованная в 1990-х в Москве. Школа Кураторов в Лофт Проекте ЭТАЖИ призвана восполнить лакуны по теории и практике кураторской деятельности, столь необходимой российскому искусству сегодня. Занятия для успешно сдавших собеседование – бесплатны.

share
print