Истории

Кшиштоф Занусси посетил Петербург

Известный польский режиссер, легенда мирового кинематографа, дипломат, советник по культуре Папы Римского, директор киностудии «TOR», сценарист и преподаватель Кшиштоф Занусси стал одним лауреатов премии «Балтийская звезда».

Это международная премия «за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона». Все лауреаты получили нагрудный памятный знак в форме звезды, диплом и денежную премию. Церемония состоялась в Эрмитажном театре в четверг, 22 сентября.

Но Занусси приехал в северную столицу не только за наградой. Он дал мастер-класс студентам Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, а также встретился со зрителями в киноцентре «Родина», где представил вышедший в прошлом году фильм «Сердце на ладони».

Занусси признался зрителям, что не признает постмодернизм. И в фильме «Сердце на ладони» он выступил против этого современного философского течения, утверждающего релятивизм, неотличимость правды от лжи, отсутствие и добра, и зла.

Эта картина отличается от других работ режиссера. Серьезная тема облачена в форму сатирической комедии.

Стоит ли жить? – задается вопросом один из героев фильма, для которого мир больше не имеет смысла. Утверждением самоценности жизни и поиском пути подготовки к смерти Кшиштоф Занусси занимается на протяжении всех своих работ. Об осознании героем своей вины перед жизнью и последующем его перерождении рассказывает эта картина Занусси. Сюжет «Сердца на ладони» сводится к следующему. Бизнесмен и олигарх Константин (в великолепном исполнении Богдана Ступки) первый раз в жизни сталкивается с проблемой, которая не решается с помощью денег: тяжёлая болезнь сердца. Спасти его может лишь незамедлительная трансплантация. Счастливым выходом из сложившегося положения должен стать молодой человек по имени Стефан (работа молодого польского актера Марэка Кудэлко), несколько раз безуспешно пытавшийся покончить с собой. Цель помощника Константина – помочь потенциальному идеальному донору справиться со своей задачей.

Занусси преподнес зрителю фильм, в котором трагические и комические сцены перемежаются. Показательна в этом отношении реакция зрительного зала, то замирающего от страха за жизнь разочаровавшегося в ней молодого Стефана, то выдыхающего при резком повороте сюжета, чудом спасающего героя от очередного приближения столь ожидаемой им смерти, то простодушно смеющегося. К фильму с непредсказуемым развитием событий идеально подходит звучащая на протяжении всей картины музыка Войчеха Киляра, заслуженно получившего Приз польской киноакадемии.

«Современная культура не знает тайны вечности и поэтому боится конца. Боится напоминать человеку, что он смертен. И современный человек от смерти просто уходит, хочет о ней забыть… Смерть — это огромный, очень важный и драматический перелом. Есть спасение или нет спасения? Ответ на этот вопрос, без которого любой взгляд на жизнь мне кажется неполным и ущербным, и пытаются найти главные герои нашего нового фильма», — отметил режиссер Кшиштоф Занусси. Как стоит жить, а как не стоит – вот что представляет на экране зрителю польский режиссер. «Каждый может измениться», - заключает в конце фильма один из героев. Константин встает на колени перед иконой и крестится, и вновь звучит сквозная для Кшиштофа Занусси тема прощения. Каждую минуту мы стоим перед выбором, каждая минута дает нам возможность что-то изменить. Раскаиваться и меняться лучше в этой жизни, чем в той, - к такому выводу приходит переродившийся олигарх, отныне не верящий, а знающий, Тот мир существует. Герой Стефана находит себя в жизни, и его существование обретает смысл. Заканчивается фильм живописным пейзажем как несомненное убеждение режиссера в красоте и ценности жизни.

Этот фильм открыл ретроспективу работ мастера, которые вы можете увидеть в «Родине»:

24.10 (суббота), 19:00 – «СТРУКТУРА КРИСТАЛЛА», 1969
25.10 (воскресенье), 18:30 – «СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ», 1971
26.10 (понедельник), 18:30 – «ИЛЛЮМИНАЦИЯ», 1973
27.10 (вторник), 18:30 – «ЗАЩИТНЫЕ ЦВЕТА», 1977
28.10 (среда), 21:00 – «ГОД СПОКОЙНОГО СОЛНЦА», 1984
Ретроспектива может быть продолжена в последующие дни.

share
print