Истории

Любите ли вы современный театр?

На форумах петербуржцы пишут, что разлюбили ходить на спектакли.

Даже потомственные театралы жалуются на фальшь актеров, пошлость и бессмысленность спектаклей. Почему это происходит – объясняют эксперты.

Театр встал на путь одноразового впечатления

Юрий Шор,
профессор, доктор философских наук, занимается проблемами философии театра

Давайте вспомним, что такое – театр. Еще со времен древней Греции и даже в советское время театр оставался источником духовного очищения, нравственного разговора. В театр люди шли, чтобы питаться добрыми чувствами и светлой энергией. И это работало, потому что в обществе были непререкаемые идеалы: всестороннее развитие, победа духовного над материальным или что-то еще. Какими бы ни были идеалы, их разделяло большинство.

Потом пришли 90-е, и все начало путаться. Справедливости ради, скажем, что тогда начали ставить Солженицына, Булгакова. Но наравне с этим, появляются постановки, где главные герои – братки, крутые бизнесмены, новые русские, путаны. В спектаклях примитивный сюжет, брань, пошлость, фальшь. Мы возмущаемся, недовольны, но ведь театр – это отражение того, что происходит в обществе.

Сегодняшнее время – очень сложное. Каковы сегодня идеалы? У каждого свои, а у большой части зрителей они поглощены философией потребления: достать, купить, выкрутиться. И театр приспосабливается к такой непонятной публике с неясными идеалами. Самым верным оказывается путь одноразового впечатления – яркого, порой примитивного, но пустого.

Но если вернуться к древней Греции – подлинный театр никогда не приспосабливается. Он живет по своим законам духовных посланий человеку.

Зритель уходит с чувством, что его обманули

Елена Дележа,
доцент, кандидат искусствоведения, руководитель курсов «Искусство видеть спектакль» при центре «Свобода. Творчество. Развитие»

То, что люди перестают любить театр – во многом заслуга ряда коммерческих спектаклей и антерприз. Узнаваемые артисты, нехитрая сценография, легкий сюжет и цены от тысячи рублей и выше (престижно!) – и успех обеспечен. Все мы знаем спектакли, которые так идут не один год. И страсти-то уже ненастоящие на сцене, и отдавать артист давно устал. Имя работает на него, а не он – на имя. А зритель уходит с чувством, что его обманули – он хотел насытиться энергетикой театра, аурой артиста, а ее нет!

Но настоящий театр – «отдающий» - жив, и скоро, как мне кажется, начнется его второе рождение. Артисты сами устали от ролей, несущих негатив, они признаются, что уже физически болеют от этого. И ветки на форумах про недовольство фальшью и пошлостью – все это тоже предвестники перемен.

В театрах репертуарных, старых и новых, там, где недорогие билеты и неброская реклама, потихоньку начинается процесс духовного самоочищения, может, он еще не так заметен. Например, прекрасные спектакли идут в МДТ («Дяда Ваня», «Жизнь и судьба»»), в театре на Литейном («С любимыми не расставайтесь»), в БДТ («Васса Железнова», «Власть тьмы»), много постановок в Александринском театре, в Молодежном театре на Фонтанке, в театре Дождей, в театре имени Ленсовета.

Режиссеры возрождают традицию предварительных бесплатных просмотров, чтобы выслушать зрителя.
Мой совет – тщательнее выбирать спектакли, не покупаться на имена и высокие цены, готовиться к просмотру спектаклей, объединяться снова в театральные клубы, делать отзывы на постановки.

Мы тоже создаем сегодняшний театр.

share
print