Истории

Мой учитель – мама: плюсы и минусы домашнего обучения

В последнее время интерес к обучению ребенка вне школы растет. Появляются сайты, клубы родителей, которые учат детей самостоятельно. «Мой район» решил разобраться, в чем плюсы и минусы семейного образования.

  • AST_3990__580_Astahov.JPG
  • AST_3854__580_Astahov.JPG
  • AST_3743__580_Astahov.JPG
  • AST_3659__580_Astahov.JPG
  • AST_3621__580_Astahov.JPG
  • AST_3581__580_Astahov.JPG

Класс в соседней комнате

День Наташи, Миши и Ильи Агеевых начинается в 8:15. Сначала завтрак, с 9:00 - уроки.

Идти на учебу недалеко – из спальни в соседнюю комнату. В квартире Агеевых есть класс, где у каждого свой стол, полки, шкафчики, компьютер, глобус и масса ярких пособий и карт. По всем предметам у них один учитель – мама Оксана, по образованию педагог начальных классов.

«Никогда не думала, что буду учить детей сама. Но когда Мише было пора в школу, я поняла что он совсем к ней не готов. Пропускать год? Но тогда после школы он сразу получит повестку в армию. Вот и решила попробовать с ним семейное образование, ведь оно разрешено по закону», - объясняет Оксана.

Дело пошло – в первом классе, занимаясь всего пару часов в день, Миша обогнал сверстников в освоении учебников на две недели. Вскоре взмолилась старшая Наташа – почему ей надо вставать в школу, а брату нет? Пришлось и ее перевести на семейное обучение.

В этом году «в школу пошел» Илья, его взяли в «семейный класс». Каждый ребенок прикреплен к реальному классу школы, дети ходят на контрольные, вместе с классом посещают музеи, театры, экскурсии.

По мнению Оксаны, сегодня много интересных, красочных учебников и пособий, и любой заинтересованный родитель сможет заниматься с ребенком и дать даже больше, чем в школе.

У мужа Оксаны высшее техническое образование, он помогает с математикой, физикой.

«Дети учатся с удовольствием, потому что нет страха, что тебя вызовут, обидят, отчитают. У них почти все пятерки, при этом есть время и на хобби».

11-летняя Наташа призналась, что по школе не скучает. Подруги у нее есть - девочка занимается в музыкальной школе, ходит с братьями в изостудию.

У мальчишек тоже свои друзья и увлечения. В семье пятеро детей – еще есть 4-летняя Кристина и 4-месячная Анечка, так что забот и общения хватает.

«Я считаю, что в школе все-таки – собрание случайных людей. А мы все равно выбираем в друзья тех, с кем интересно»,- говорит Оксана. Она не пропагандирует семейное обучение, но считает, что родителям надо прислушиваться к детям и выбирать то, что им подходит.

Как можно учиться

Закон об образовании предлагает несколько форм обучения.

Очная форма. Это общепринятое обучение в школах.

Очно-заочная форма - обучение в вечерних школах, по зачетной системе, как на вечерних отделениях вузов. Подходит для тех, кто по разным причинам бросил школу, но захотел наверстать упущенное.

Экстернат. Это индивидуальный образовательный «маршрут», зачастую ускоренный. Экстерн прикрепляется к школе, которая предоставляет такую услугу, и ученик сам выбирает, насколько быстро будет проходить программу: к примеру, три года программы освоить за один год. Аттестат он получает в школе.
Этот вид обучения подходит одаренным детям, тем, кто серьезно занимается спортом, посещает школы искусств, на что уходит много времени, кто часто переезжает с места на место.

Семейное образование. С администрацией школы заключается письменный договор. Ребенок остается записанным в конкретную школу и класс, параллельно изучает то, что проходят в классе, может посещать внешкольные мероприятия. Семья получает в школе учебники и литературу из школьной библиотеки, помощь учителей. Подходит детям, которым психологически сложно привыкнуть к коллективу, школьному ритму, тем, у кого много занятий помимо обучения.

Обучение на дому. Возможно для детей, которые не могут учиться в классе по состоянию здоровья. К таким детям учителя приходят домой. Оформляется на основании рекомендации медицинского учреждения.

Что выбрать

Среди педагогов и детских психологов до сих пор нет однозначного мнения насчет семейного обучения.

Ирина Хоменко, заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи РГПУ им. Герцена, считает, что родители не всегда понимают, что этот труд потребует от них гораздо больше усилий, чем кажется.

Родитель-учитель должен быть профессиональнее всего педколлектива. Вторая сложность – социализация ребенка.

«Одна и та же среда, то есть домашнее окружение, все же дает меньше, чем разные среды, да еще и меняющиеся – новый класс, новый учитель. К тому же, ребенку важна многолетняя дружба, общее прошлое, объединяющее с товарищами, особенно в подростковом возрасте. Кружки по интересам этого дать не могут», - говорит она. Родителям, которые делают выбор в пользу учебы детей в семье, Ирина Хоменко рекомендует устроить ребенка в секцию при школе, куда он будет ходить постоянно, общаясь со сверстниками.

Галина Рябинина, детский психолог и мама сына, который учился в экстернате, считает, что семейное образование и экстернат подходят для детей старшего возраста.

«В начальную школу ребенок должен ходить – там формируются его склонности и первые навыки общения», - говорит она. По ее мнению, плюс экстерната в том, что обучение становится индивидуальным, под интересы, уровень, способ освоения материала ребенка.

Скажем, многим детям сложно переключаться с урока на урок, им хотелось бы полдня изучать физику, например, а их вырывают на историю. Сдавая экзамены экстерном, нет возможности списать, что-то сделать незаметно для учителя.

«Но дети, которые так учатся, должны быть очень самостоятельными», - говорит Галина Рябинина.

Плюсы и минусы обучения вне школы

Плюсы:

  • сближение родителя и ребенка;
  • возможность учиться в своем темпе;
  • возможность учиться в соответствии со своими интересами и способностями;
  • возможность учиться там и с теми, кто нравится;
  • распорядок дня, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Минусы:

  • недостаточная социализация;
  • неумение решать разного рода конфликты в коллективе;
  • отсутствие опыта многолетней дружбы;
  • сложность в предоставлении ребенку всей палитры необходимых знаний и умений;
  • необходимость поиска учителей, если образования родителей недостаточно;
  • сложность оценки уровня развития ребенка.
share
print