Истории

Вишневский поделится невосторженным образом мыслей

Книгу «Невосторженный образ мыслей» в Музее Ахматовой в Фонтанном доме представит сегодня вечером автор — Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания Петербурга, обозреватель «Новой газеты», профессор кафедры политологии РГПУ им. Герцена.

Кинорежиссер Александр Сокуров назвал книгу Вишневского исторической хроникой. Доктор исторических наук, политолог Лилия Шевцова написала о книге: «Если вы хотите увидеть реальную картину нынешней России и понять ее драму — откройте этот сборник».

Девятая книга Бориса Вишневского включает в себя тексты за последние три года — с 2015-го по 2018-й, впервые помимо статей в «Новой газете», блогов на «Эхе Москвы» опубликованы интервью и выступления Вишневского в Законодательном собрании и на митингах.

— Борис, вы ощущаете себя летописцем?

— То, чем я занимаюсь — это сочетание двух жанров: публицистики и аналитики, я действующий обозреватель «Новой газеты». Но вот уже полтора десятка лет выходят сборники, которые действительно похожи на летопись общественно-политических событий. Первый назывался «К демократии и обратно», там были собраны статьи аж с 1992 по 2004 год, второй — «Бывали хуже времена».

— Так и хочется продолжить — «но не было подлей».

— Думаю, что читатели так и сделали. Потом был сборник «Башне — нет! Петербург против Газоскреба» — это тексты, выходившие на протяжении пяти лет и посвященные одной теме.

И потом были «Хроники возрожденного Арканара» и теперь вот «Невосторженный образ мыслей» — название тоже из Стругацких, конечно, как и про возрожденный Арканар. Невосторженный образ мыслей — это то, за что в Арканаре давали пять розог без целования ботинка его преосвященства.

— А вот лет через тридцать какова будет ценность этой и других ваших книг — когда их прочтут историки, социологи, студенты-журналисты?

— Думаю, что им эти сборники помогут понять, что происходило в городе и в стране. То, что я пишу — это действительно по горячим следам, создает картину событий глазами очевидца, который не только описывает происходящее, но дает оценки и анализирует. И получается цельная книга.

— Вы не только очевидец, но и участник событий. И человек, который после очередных массовых задержаний протестующих потом всю ночь объезжает отделы полиции, чтобы помочь задержанным.

—  Полицейские в отделах не особо радуются, когда меня видят, но понимают, что не отстану. Если что — начну писать жалобы, привлекать внимание, обращаться к полицейскому начальству. Я сталкиваюсь в отделах и с хамством, и с равнодушием, и с заявлениями типа «мы тут сами разберемся, у нас все по закону».

Или вообще говорят: «Обращайтесь в пресс-службу Главка, если хотите что-то узнать». Когда я это слышу, то вообще сатанею, но объясняю, что я к ним обращаюсь как депутат Законодательного собрания — лицо, облеченное властью от имени избирателей, я требую, чтобы мне дали информацию — почему люди задержаны, в чем их обвиняют, сколько их продержат в отделе.

И еще одно. Самое важное. Мы со старшим сыном болеем за футбольный клуб «Ливерпуль», так вот, у клуба есть гимн «Никогда ты не будешь один». И людям, которых задержали, доставили в отдел полиции, крайне важно чувствовать, что они не одни, что к ним кто-то приехал, привез воду и еду, объяснил, как им себя вести, на что они имеют право.

— Вы знаток текстов братьев Стругацких, часто проводите аналогии с их мирами и с нашим миром. Вот мы сейчас «по Стругацким» где живем?

— В сборнике есть текст «От Далекой Радуги» к «Граду обреченному», где я на этот вопрос отвечаю. Сейчас мы живем в мире «Обитаемого острова», который перекликается с миром «Трудно быть богом»: с одной стороны — башни-излучатели, которые абсолютно деформируют сознание людей, с другой стороны — в этом мире нужны не умные, но верные, а невосторженный образ мыслей преследуется.

— Кто прогрессоры?

— Мы сами. Не будет никого с другой планеты, кто прилетит со сверкающими мечами, вызволят узников как дон Румата Арату Горбатого. Нам придется справляться самим.

Очень хочется увидеть «спину серой сволочи, озаряемую лиловыми вспышками выстрелов», перекошенную животным ужасом физиономию дона Рэбы и медленно проваливающуюся внутрь себя Веселую башню — то, о чем мечтает Румата Эсторский — настоящее макроскопическое воздействие.

Но потом — и Румата это понимает — приходит кровавый хаос, десять тысяч головорезов и окаменевшее лицо того, кто придет с Земли тебе на смену. Нет, нам надо справляться самим.

И мы уже один раз видели почти то же самое, что сейчас — тоталитарный режим, который казался вечным, правящую партию, которая считала себя несменяемой, но все это в короткие сроки стало рушиться. У Булата Окуджавы есть стихотворение:

Вселенский опыт говорит, что погибают царства

Не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства.

А погибают оттого (и тем больней, чем дольше),

Что люди царства своего не уважают больше.

share
print