Партнерский материал

Влияние кризиса: торговые площади пустуют

Кризис повлиял на все сферы бизнеса, внеся в них свои корректировки. Изменения коснулись и рынка коммерческой недвижимости, а конкретно такого его сегмента, как торговая недвижимость.

С октября 2008 года ситуация на рынке торговой недвижимости стала меняться, и это было не в пользу владельцев помещений. Если до сентября 2008 года спрос на торговые места явно превышал предложение, павильоны заполнялись еще до ввода торгового центра в эксплуатацию, то в середине осени все коренным образом изменилось.
 
Больше всего пострадали торговые центры, ориентированные на продукцию класса люкс. Стоимость аренды в них к настоящему моменту снизилась в половину, по сравнению с сентябрем 2008 года. Не лучше идут дела и у торговых помещений класса B и ниже. Плохую службу их владельцам сослужил также введенный мораторий на запретные игры. Помещению, в котором раньше находилась букмекерская контора или зал игровых автоматов, теперь приходится срочно искать нового хозяина. А хозяев-то, как таковых, и нет.
 
Впрочем, снижение арендных ставок повлекло за собой и положительные результаты. В первую очередь, стала разумной цена аренды. Если ранее она неоправданно завышалась, то сегодня выводится на основании вполне разумных аргументов, как то территориальное расположение, фактический оборот. Если торговый центр привлекает большое количество людей, которые оставляют в нем немалую сумму, то и платить за аренду павильона в таком месте, разумеется, придется больше. Порадовало арендаторов и такое нововведение, как вычисление платежа за аренду на основе получаемой прибыли. Отныне арендатор торговой площади ежемесячно выплачивает арендодателю небольшую фиксированную сумму, а оставшуюся часть платежа составляет определенный процент от выручки арендатора. Это выгодно обеим сторонам.
 
Неизвестно только, что делать с избытком торговых площадей, образовавшимся на рынке в результате кризиса, а также огромных темпов строительства. Новые торговые комплексы оказываются заполненными лишь наполовину. Владельцы игровых залов переключились на менее опасный вид бизнеса – виртуальный, и предлагают игроманам покер в обмен на ликвидированные точки скопления автоматов и «одноруких бандитов». Опустели некогда занятые ими площади (немалые!), пустуют новостройки. Впрочем, все может измениться в самом скором времени. По слухам, на российский рынок планируют свой выход американские гиганты: супермаркет Wallmart, империя GAP, сеть Harvey Nichols.
share
print