Истории

Импорт по-питерски

Страдает ли качество иностранной техники при российской сборке

В Петербурге и области открывается все больше иностранных предприятий Заводы Кнауф (строительные смеси), «Бош», «Сименс», «Форд», строятся «Алкан Пекэджинг», «Дженерал Моторс», «Тойота», «Нисан», недавно подписали договор с «Сузуки». Понятно, что эта продукция будет дешевле иностранных аналогов. Вопрос, насколько она будет качественной и востребованной. По сути ответ складывается из двух составляющих: уровень подготовки кадров и техническое оснащение.

Кадры

«Казалось бы, на иностранных предприятиях самые высокие требования по качеству, они сами обучают людей, - говорит Андрей Мозалевский, заместитель директора компании «Авторитет», специализирующимся на ремонте иномарок, - Но наши мастера постоянно сталкиваются с браком на иномарках, сделанных в России.

Скажем, из Германии приходит кузовная деталь для машины, а она по зазорам не подходит. Клиенты в бешенстве. Как такое может быть? В итоге мы отказались работать с автомобилями этой марки вообще.

В памяти еще жив пример с Калининградским заводом BMW. Инженеры там сами отступили от технологии, в итоге колоссальное количество автомобилей оказались не читаемы диагностической программой, их никто не мог починить».

Как считает Рудольф Болдин, директор компании «ПЭЛ», производящей морозильники и центрифуги по договору с иностранным предприятием, другая беда на российских предприятиях – стремление «улучшить» или удешевить технологии.

«Часто персонал старается сам усовершенствовать что-то, изменить, применяются материалы подешевле, и получаются отечественные аналоги, уступающие по качеству».

Более высокое качество будет у той техники, при сборке которой человеческий фактор играет маленькую роль. «Много покупают бытовую и аудио- и видео- технику нашей сборки, - говорит Роман Козлов, консультант одной из торговых сетей. – Думаю, потому что процесс сборки полностью автоматизирован, от человека там мало что зависит».
А вот в автопроме часть работ производится именно вручную.


Требуются рабочие

В кадровых агентствах говорят, что на автомобильные заводы сварщиков, специалистов по окраске и сборке ищут месяцами. А чтобы заработали только планируемые автомобильные заводы нужно более 1500 квалифицированных кадров.

Обучение

«Нужно вкладываться в переоснащение колледжей и лицеев, - говорит Аркадий Виноградов, заместитель директора лицея «Автосервис». – У большинства наших учебных заведений база устарела, а нужны аналоги японского и европейского оборудования, обучающие программы. Мы сами не в состоянии их поднять. А далеко не все зарубежные предприятия хотят сотрудничать с лицеями, финансировать обучение».

Но есть и положительные примеры - компаниями Ниссан и Дженерал Моторс уже ведутся переговоры с профильными колледжами и лицеями о создании «учебных центров» для подготовки рабочих. Правительство города согласно на 50 процентов оплачивать этот проект, сообщают в комитете экономического развития города.

Например, в автотранспортно-механическом колледже №77 Петербурга с нового учебного года откроется учебный цех с тренажерами (по аналогу с заводским оборудованием) будущего завода Ниссан.

«Еженедельно к нам приезжают представители заводов Ниссан из США, Японии, Великобритании. Потом они будут контролировать обучение – и практику, и экзамены. Наши студенты очень заинтересованы». - говорит Сергей Даниленко, заместитель директора. Он считает, что мнение «Наши работать не умеют» устаревает. Наши будут работать, если их заинтересовать зарплатой и обучить на современной технике. И, по его мнению, иностранным компаниям придется это сделать рано или поздно.

Производство

Наши заводы кроме европейских деталей используют для сборки и российские комплектующие, что тоже может сказываться на качестве. Несколько месяцев назад в Москве прошла конференция по качеству автомобилей, собираемых в России.

Представители заводов, где делают комплектующие к иностранным машинам, признавались, что пока не готовы работать на европейском уровне из-за низкой культуры производства. Это не только состояние цехов и территорий, но и состояние оборудования. Зачастую оно не позволяет обеспечивать постоянную эффективную работу, а значит, и качество продукции тоже нестабильное. Хотя многие заводы уже переоснащают цеха, внедряют зарубежные стандарты – конкуренция требует.


share
print