Истории

Петербург теряет «Трою»

Археологические раскопки на месте предполагаемого строительства «Охта-Центра» продолжаются. Правда, ученые опасаются, что изыскания могут быть остановлены.

Ученые удивлены слухами из КГИОП

«Мы по-прежнему собираемся настаивать на том, чтобы здесь было проведено полноценное археологическое изыскание (сейчас работы проделаны только на 70 процентах территории памятника, при общей площади территории около 5 гектар – ред.). Глубина раскопок доходит до 5 метров», - рассказал корреспонденту MR7 Петр Сорокин, руководитель Санкт-Петербургской археологической экспедиции Института истории материальной культуры Российской академии наук.

В настоящее время до ученых дошла информация о том, что КГИОП снял территорию объекта культурного наследия «Крепость Ниеншанц» в пределах зоны предполагаемого строительства с охраны.

«Документов по этому поводу мы еще не видели и были этому удивлены. Нами уже выявлены остатки четырех крепостей, которые необходимо сохранять. Кроме того, археологические раскопки еще не закончены. Каждый день здесь мы находим что-то необычное. Недавно в южной части Ниеншанца вблизи Карлова бастиона обнаружены следы интенсивного штурма крепости Ниеншанц войсками Петра Великого. Помимо разрушений в крепостных сооружениях, мы нашли: ядра, осколки мортирных бомб, пули и другие предметы вооружения», - объясняет Петр Сорокин.

Древних крепостей было четыре

Ученый рассказывает, что в предполагаемом под застройку месте сконцентрировано четыре пятых всех археологических ценностей допетровского времени, которые находятся на территории Петербурга и окрестностей. И даже самих крепостей было не одна-две, как предполагалось ранее, а целых четыре: Мысовое городище новгородского времени, шведские крепости: Ландскрона 13 в., а также два этапа строительства Ниеншанца первой и второй половины 17 века.

Петр Сорокин честно признается, что в ближайшем будущем все, что найдено археологами, в отличие от разрекламированного «Охта-Центра», прибыли не принесет. «Но это часть нашей истории. Зачем ее сохранять? Для нас археологические объекты в устье Охты стоят в одном ряду с такими памятниками как Петропавловская крепость, Копорье, Орешек, крепости в Выборге, Старой Ладоге, являющиеся объектами общемирового культурного наследия», - объясняет Петр Сорокин.

Доказано, что древние жилища обработывались каменными топорами!

По мнению ученых, дальнейшее изучение обнаруженных памятников позволит получить качественно новую научную информацию для решения таких глобальных научных вопросов, как время и характер освоения этой территории древними людьми, и даже разобраться в истории образования реки Невы. Есть предположения, что крупнейшая на северо-западе страны неолитическая стоянка людей была здесь около пяти тысяч лет назад, еще до появления самой реки!

В нижнем культурном слое, сложенном темным илистыми отложениями с прослойками песка и органикой, открыты остатки неолитического поселения. Установлено, что столбы древних жилищ обработаны каменными топорами.

Эта научная информация меняет представления об истории всего Приневского региона. Сейчас у нас - «Иванов, не помнящих родства», - появились условия для создания Археологического музея Петербурга, где могут сохраняться и экспонироваться находки разных эпох, остатки фортификационных сооружений Ландскроны и Ниеншанца.

«Петербургская Троя» не может быть не сохранена

Выявленный многослойный памятник, на котором, как в Трое, можно одновременно наблюдать части сооружений разных периодов истории, уникален не только с научной, но и с экспозиционной точек зрения. Согласно действующему законодательству подобные исторические сооружения попадают под охрану с момента их выявления. Решение об их дальнейшей судьбе должны принять городские власти, Росохранкультура и КГИОП Петербурга. При любом развитии событий проект освоения этой территории должен учитывать наличие здесь грандиозного по масштабам археологического объекта.

«Я и мои коллеги считаем, что территория, о которой идет речь, имеет уникальную ценность для изучения не только истории Санкт-Петербурга, но и всей Древней Руси, а также Северной Европы», - считает Петр Сорокин.

Он уверен, что нужно обследовать всю территорию памятника, причем не в ускоренном темпе, а с соблюдением всех методических правил, чтобы сохранить всю историческую информацию.

«Мы также будем добиваться создания здесь археологического музея Санкт-Петербурга, чтобы множество экспонатов от неолита до Охтинской верфи не рассеялось по разным коллекциям, не осело в запасниках, а было доступно в своей целостности. Если абстрагироваться от планов застройки этой территории и предположить, что Петербургу и России нужен памятник, связанный с ее многовековой историей, имеющий также и общеевропейское значение, здесь мог бы появиться уникальный в своем роде ландшафтный археологический музей-заповедник, который бы существенно расширил хронологические рамки петербургской истории и повысил туристическую привлекательность Северной столицы», - надеется Петр Сорокин.

По мнению археологов, уникальный многослойный памятник археологии в устье реки Охты – «Петербургская Троя» - не может быть не сохранен.

share
print