Новости

Дмитрий Травин: Дна мы достигли. Но как выбраться?

Последний месяц все только и говорят о завершении экономического кризиса.

Cтатистика вроде подтверждает оптимистичные заявления. Если по итогам первого полугодия спад ВВП составлял 10,1 процента, то по итогам января-августа получилось 10,2 процента. На фоне того, как мы падали с октября прошлого года, одной десятой можно пренебречь.

Так неужели наступает момент, когда вновь начнут расти зарплаты, «размораживаться» стройки, создаваться рабочие места?

Боюсь, что добавлю пессимизма в общий радужный настрой. Прекращение падения ВВП пока не означает выхода из кризиса. Самое сложное еще впереди.

Представим себе, что альпинист сорвался с горы и катится вниз по склону. Во время падения его преследует страх. Ведь неизвестно, как глубока пропасть и что там на дне – обрыв, острые скалы или толстый слой снега, который смягчит падение… Но вот дно достигнуто. Альпинист выжил – не умер от разрыва сердца, не разбился о камни, не поранился и не сломал ноги.

Поначалу он испытывает радость. Но вскоре понимает, что жизнь его по-прежнему под угрозой. Надо каким-то образом выбраться наверх. Иначе вскоре умрешь от голода или холода.

Мы сегодня лежим на дне пропасти. Те, кто еще не потеряли средств к существованию, скорее всего, их уже не потеряют. Однако то, что мы не разбились, еще не означает, что мы знаем, как подняться из пропасти на гору. Нужны веревка, брошенная сверху, или умение карабкаться по склону, цепляясь за малейшие выступы.

«Веревкой» для нашей экономики мог бы послужить очередной рост цен на нефть. Если бы нефтедоллары пришли в Россию, они создали бы спрос на многие товары, и производство активно заработало бы. Однако цены держатся на уровне около 70 долларов за баррель, и весь оптимизм мировой экономики не сдвигает их вверх.

Значит, надо карабкаться? Надо. И это мы делать умеем. Российская экономика на протяжении ряда лет показывала хорошие результаты не только в нефтяной сфере.

Однако трудно лезть вверх, когда тяжкий груз давит на плечи. Для нашей экономики таким «грузом» являются огромные по мировым меркам коррупция и монополизм.

Сегодня, когда мы все обеднели, для бизнеса важно насыщать рынок дешевыми товарами, способными по качеству конкурировать с импортными. Но сможет ли наш бизнес это сделать, если в цену товара все время приходится закладывать взятки чиновникам и вознаграждение силовикам, которые «держат крышу»?

Другой вопрос – захочет ли сам бизнес предлагать нам доступные товары? Ведь при высоком уровне монополизации проще держать высокие цены и сокращать производство, довольствуясь доходом, который можно получить от узкой группы богатых покупателей.

Скорее всего, для того, чтобы вновь развиваться столь же быстро, как ранее (7-8 процентов роста ВВП в год), России понадобится осуществить серьезные реформы.

share
print