Истории

Минкульт и табурет

Благодаря ссылкам в соцсетях и журналу «Театр», в правительственных недрах обнаружились удивительные документы. Культурное министерство рассчитало, сколько времени потребуется для производства аксессуаров для оформления сцены, пошива трико и даже нормативы изготовления афиш. Собирается ли Минкульт регламентировать написание книг и диссертаций, пока не ясно.

В документах итак обросшей дурной славой структуры под названием Министерство культуры решили посчитать работников сферы и их деятельность. Для восполнения пробела в законодательстве были выпущены два приказа. Один из них звучит так: «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». Второй — о штатной численности в вышеуказанных учреждениях.

Само по себе название первого приказа (№ 602 от 27.04.2018. — MR7) особо ни о чем не говорит, но вот приложение поражает. Прилежные сотрудники ведомства посчитали огромное количество видов работ на сцене, до нее и даже после. Нет, конечно, считать можно и нужно, но таким образом можно считать нормы на заводе, и я не думаю, что такое сравнение обидно. Там действительно учет важен, но в творческой сфере…

Итак выясняется, что на изготовление «дивана простой формы (современного)» разработчики приказа отводят 33,2 часа, а «формы средней сложности» — уже 48,5 часов. На диван же «сложной формы (фигурный, с резьбой)» по подсчетам чиновников требуется не более 63,8 часов. Время, необходимое на изготовление табуретки, — 6,2 часа, ну, а стула «простой (современный)» — 9,4 часа. Интересно, они сами пробовали или у специалистов сверяли?

На рояль же (видимо, бутафорский) отводится целых 79,1 часа. Кстати, клавесин явно конструируется быстрее, чем рояль — 58,6 часа. Причем поражает точность, указанная в приказе 0,6 часа, — 36 минут, а 0,1 часа — 6. Комод смастерить можно еще быстрее: «простой формы (каркасный современный с фальшивыми ящиками)» — 31,8. А вот над «сложным с резьбой и выдвижными ящиками» придется попотеть почти как с роялем — 76,8 часа.

На художественное оформление декораций — свои не менее строгие нормативы. Например, на то, чтобы изобразить «ясное небо (день и ночь)», у театрального художника теперь должно уходить 0,4 часа — на 1 кв. м декорации. На такой же фрагмент «облачного неба с просветами» — 0,6 часа. Дольше всего придется потрудиться при изображении квадрата «грозового неба с характерными особенностями туч» — 0,8 часа.

Не менее подробные нормы с момента ввода документов в действие появятся и для других работ. Например, на пошив классического балетного трико у мастера должно уйти не больше 4,2 часа. На балетную футболку с длинным рукавом — 5 часов, на лиф «фантазийный со сложными элементами» — 9,6 часа.

На создание сценической обуви прописан еще более доскональный регламент: от снятия мерки, изготовления лекал и раскроя материала до сборки верха и низа обуви и ее декоративной отделки. На каждую часть работы указываются точные часы и минуты.

Разработчики документа потрудились подсчитать время, необходимое, по их мнению, на обеспечение спектакля, гастролей или репетиции реквизитом, на установку и настройку осветительных приборов, генераторов дыма, снега, мыльных пузырей, на настройку звукотехнического оборудования, подготовку костюмов, нанесение грима, выполнение художественных причесок и т. п.

Столь же подробно прописаны типовые отраслевые нормы численности работников. Скажем, в театре допустима только одна штатная единица режиссера-постановщика «на две новые или капитально возобновляемые постановки драматических или кукольных спектаклей в год». Для музыкальных театров — один режиссер на одну постановку в год. Для театральных дирижеров введена одна штатная единица. С уточнением, что «в случае участия оркестра в восьми или более публичных показах в месяц вводится норма одна штатная единица» на упомянутые восемь показов.

Специалисты от Минкульта учли все, даже сколько кассир должен продавать билетов — 1100 в месяц, если работа посменная и 2200 — если кассир один. Переезжая в цирк, еще один человек приравнен к двум страусам, а вот в крокодилах он оценен четырьмя аллигаторами. Серьезней всего Минкульт относится к морским львам и тюленям — аж по два человека на одного ластоногого.

Я прекрасно понимаю, что задачи стояло две: рассказать миру о своей (Минкульта) значимости, важности и нужности. А с другой стороны понятно, что речь идет о финансировании государственных учреждений культуры. Да и сам приказ подписывался при Владимире Аристархове, который во время весеннего безвластья оберегал кресло министра. Но это не умаляет его абсурдность.

Ну и два вопроса возникает подспудно. Первый по существу: а как этот приказ будет действовать и сколько понадобится проверяющих, которые будут делать анализ — современный это шкаф или какой-нибудь «славянский»? А ведь приказы вступят в силу уже с нового театрального сезона.

Ну и второй — а нельзя ли пойти дальше и прописать нормативы и сроки написания симфоний опер, романов или повестей? Если они, конечно, не из серии «рашка-говняшка» и не относятся к «культурному мазохизму», как бойко сыпет метафорами другой Владимир — Мединский. Ну и там же, в новом приказе, стоит означить еще один момент: какой процент плагиата допустим при написании докторских диссертаций.

 

 

share
print