Истории

В музее религии отметили еврейский новый год

В минувшие выходные, 19 и 20 сентября, в Петербурге отмечался иудейский праздник Рош ха-Шана, символизирующий начало нового года и завершение уходящего.

  • Копия ф38.JPG

    Представитель Еврейского агентства, ведущий программы Юлия Патракова. Фото: Мария Алексеевская, специально для MR7

    Источник: Представитель Еврейского агентства, ведущий программы Юлия Патракова. Фото: Мария Алексеевская, специально для MR7

  • Копия ф39.JPG

    Роспись традиционной посуды – плошечек для меда. Фото: Мария Алексеевская, специально для MR7

    Источник: Роспись традиционной посуды – плошечек для меда. Фото: Мария Алексеевская, специально для MR7

  • Копия ф41.JPG

    Роспись традиционной посуды – плошечек для меда. Фото: Мария Алексеевская, специально для MR7

    Источник: Роспись традиционной посуды – плошечек для меда. Фото: Мария Алексеевская, специально для MR7

  • ф3.JPG

    Историк Сергей Митрофанов. Фото: Мария Алексеевская, специально для MR7

    Источник: Историк Сергей Митрофанов. Фото: Мария Алексеевская, специально для MR7


«Пусть будет воля Твоя, о Господь, Бог наш, дать нам хороший и сладкий год», - так евреи обменивались новогодними поздравлениями.

Государственный музей истории религии совместно с Еврейским агентством в Санкт-Петербурге подготовили цикл мероприятий в рамках программы «Религиозный мир Петербурга: вера, традиции, культура».

Считается, что одной из отличительных черт еврейских праздников является массовость, вовлеченность в праздничное действо людей разного пола, возраста и социального статуса.

На праздник в музее религии собрались люди разных возрастов и разных конфессий. Поразило большое количество детей на мероприятии с достаточно серьезной лекционной программой. Приехали воспитанники детского дома № 26, школы-интерната имени Грота для слабовидящих и слепых детей, детской художественной школы № 2.

По словам организаторов проекта, подобные мероприятия в стенах музея знакомят детей с многоконфессиональным Санкт-Петербургом, раскрывают им тему толерантности.

Судный день

Еврейский новый год отмечается в месяц тишрей по еврейскому календарю, который обычно выпадает на сентябрь или октябрь. Рош ха-Шана – праздник особый. Согласно Талмуду, именно в этот день Бог завершил сотворение мира.

Подготовка к новому году начинается за 28 дней. К Рош ха-Шана нужно прийти без нерешенных проблем, обид, незаконченных дел.

По преданию, в этот день был создан Адам, и в этот же день он нарушил данный ему Богом запрет и был изгнан из Райского сада. С тех пор ежегодно в этот день Всевышний судит людей и предопределяет их судьбы на следующий год.

На небе открываются три книги: в первой поименно записаны праведные люди, вторая содержит имена средних, в последней отмечены все неправедные люди. Последующие 10 дней, которые называют «днями раскаяния» или «днями трепета», предназначены для духовного самоуглубления и покаяния. В эти дни люди, попавшие во вторую и третью книги, имеют возможность исправиться. Заканчиваются «дни трепета» постом Йом-Кипуром (Судным днем).

Обязательным атрибутом празднования Рош ха-Шана является шофар (специальным образом обработанный бараний рог). Звуки шофара призваны пробудить человека ото сна, призвать его к покаянию, заглянуть себе в душу и задуматься о своих прежних поступках.

В шофар трубят во время утренней молитвы, 100 раз в каждый из двух дней Рош ха-Шана. Считается, каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук этого инструмента.

Новогодняя трапеза

В любой семье есть свое традиционное новогоднее меню, но некоторые блюда на столе должны присутствовать обязательно.

Вернувшись домой из синагог, евреи произносят Кидуш (благословение) над бокалом вина, затем омывают руки и произносят благословление на хлеб, первый кусочек которого весь год по традиции они макали в соль в память о горечи гонений и страданий своего народа.

Хлеб (или халу) макают в мед, чтобы таким же сладким был весь последующий год. Вслед за халой в мед макают дольки сладкого яблока и произносят: «Пусть будет воля Твоя, о Господь, Бог наш, дать нам хороший и сладкий год».

Кроме того, обязательным на праздничном столе является гранат. Считается, что в каждом плоде этого фрукта 613 косточек – столько глав содержится в Торе.

Традиционным блюдом считается рыба – символ плодородия. Особое почитание рыбы как символа мудрости нашло отражение в еврейской национальной кухне. В новый год глава семьи ест голову рыбы и произносит пожелание: «Пусть будем мы в голове, а не в хвосте».

Также на столе обычно присутствуют морковь, порезанная кружочками и напоминающая золотые монеты, овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай.

Еврейские поздравительные открытки

При всей серьезности Рош ха-Шана - это не грустный праздник. Евреям следует встречать Рош ха-Шана с оптимизмом и уверенностью в том, что Бог примет их раскаяние и продлит им жизнь.

Израильтяне посылают друзьям и близким красочные открытки с пожеланиями успешного и счастливого Нового года. В музее религии была прочитана уникальная лекция «История Израиля в новогодних открытках», разработанная представителем Еврейского агентства Романом Коганом. По открыткам можно прочесть историю еврейского народа XIX –XXI вв., его беды, войны, борьбу за свою землю, становление государства, мечту о тихой мирной жизни.

Наступивший 5770-й - особенный

Свое летоисчисление иудеи ведут от сотворения мира. Поэтому по еврейскому календарю в эти выходные наступил 5770-й год. В своем обращении к петербургским евреям главный раввин города М.-М. Певзнер подчеркнул, что этот год особенный, так как в еврейской традиции 770 – числовое значение слова «Уфорацто».

Девиз «уфорацто» подразумевает не просто распространение еврейского народа, его дел и расширение границ, но и выход за привычные рамки, преодоление самого себя.

Это слово означает преодолевать препятствия и устранять барьеры. Всем, кто празднует и кто не празднует Рош ха-Шана, можно пожелать сил для преодоления трудностей и успеха в добрых делах, чтобы распространялись они на все стороны света.

share
print