Истории

Школьная уборка: за и против

На родительских форумах мамы и папы спорят, должны ли их дети мыть полы в классах и убирать школьные дворы.

Одна из мам рассказала, что 3 сентября ее дочку заставили таскать и драить стулья и парты, мыть полы и вытирать пыль в кабинете труда. У дочери после такого «урока» заболела спина.

Закон «Об образовании» запрещает привлекать учащихся к труду без их согласия и согласия родителей (пункт 14 статьи 50). На днях в Интернете появилась новость из Екатеринбурга, где прокуратура сочла незаконным принуждать детей к такой работе.

У петербургских родителей и учителей однозначного мнения на проблему дежурства нет.

Любой труд должен оплачиваться

Денис Лебедев,
бывший классный руководитель:

«На мой взгляд, закладывание в детей сызмальства мысли о высоконравственности какой-то принудительной бесплатной работы - это преступление. Все, что не касается семейных дел, должно оплачиваться.

Мне жаль, что пока у нас в стране слишком много людей, которые так мало ценят свой и – главное, на этом же самом основании - чужой труд.

Работая классным руководителем, я хорошо видел, что никакого приучения и любви к труду это мытье полов не вызывает, скорее наоборот.

Мы же не удивляемся тому, что взрослые стремятся к тому, чтобы их труд оплачивался, - без задержек зарплаты, без конвертов - по договору.

Тогда непонятно, почему дети должны учиться на бесплатном труде. Каждый должен уважать не только чужой труд, но и свой. Это очень важно».

Нужна разумная организация труда

Ирина Круглова,
мама выпускницы школы:

«Я не вижу ничего криминального в школьных дежурствах. Прибрать после себя класс - что тут позорного? Или мама должна придти, оттереть с парты всё, что ребёночек там начеркал?

В школах обычно есть уборщицы, но их не хватает на уборку каждый день в каждом классе. Можно не убирать, но тогда дети будут сидеть в грязи.

На мой взгляд, проблема в том, как эти дежурства организованы. Как-то в классе дочки выдали тонкие перчатки х\б, которые сразу же намокли и стали грязными, и пару лопат на всех. И велели руками вытаскивать мусор и листья из канавки.

Почему такое отношение к школьникам? Это рабочая сила, но не рабы. Думаю, именно такое отношение вызывает справедливый протест родителей.

Назначают день уборки территории, идет дождь – и все равно заставляют работать под дождем. Или девочкам поручают вешать шторы, залезать на парты, на стремянку. Это вообще мужская работа, но раз мальчики сбегают, то пусть девочки делают.

Дети очень чутко воспринимают несправедливое распределение обязанностей. Я – за разумную и справедливую организацию труда в школе».

Школа для детей – второй дом

Валентина Павлова,
директор Ломоносовской гимназии:

«Считаю, что привлекать детей начальной школы и даже до шестого класса к уборке в школе не стоит, а вот потом общественные поручения очень полезны. Это не вынужденная мера, а в первую очередь воспитание.

С 6-7 класса дети уже осознают школу как свой второй дом. И важно, чтобы они чувствовали, что и от них зависит, каким он будет. Я не говорю, что дети должны мыть полы – считаю, с водой и порошком им возиться не стоит, но поливать цветы, наводить порядок, что-то протирать по просьбе учителя, мыть доску им вполне по силам.

Школьники учатся распределять обязанности, принимать их, работать в команде и, если надо, – слушаться друг друга.

Но я понимаю родителей, которые возмущаются несправедливым использованием детей – это бывает, когда учителя подходят к уборке непродуманно.

Все эти вопросы учитель должен согласовать с родителями, но и родительский комитет сам может установить какие-то правила – организовать трудовой сектор в классе, последовательность дежурств.

Главное, чтобы каждый ребенок вносил какую-то лепту в общее дело, и это не было ему в наказание и в тягость».

share
print