Новости

Летом в Ораниенбауме откроют церковь Меншикова

Ораниенбаумскую придворную церковь, что в западном башенном павильоне Большого Меншиковского дворца, откроют летом. Реставрация началась в 2000-м, а живописное убранство стали возрождать с 2015 года.

Церковь была построена еще при Меншикове и пережила за эти годы всякое. Вплоть до полной гибели; в 1939 году дворец передали Гидрографическому отделу Балтийского флота под мастерские, золоченый и серебреный иконостас, созданный в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей, разобрали, отвезли в Петергоф, сложили в закутке в Монплезире, где драгоценные предметы погибли в Великую Отечественную; сам же легкий и полный света пространственный объем храма был разделен на три этажа перегородками.

Сейчас от них нет и следа, воссозданы иконостас и иконы на стенах храма, для этого пришлось внимательно изучить около двух десятков старых фотографий, увеличивая их с помощью современных технологий, то, что воссоздать точно было нельзя, воссоздавали по аналогии с Петергофской дворцовой церковью, Никольским Морским собором, Владимирским собором. Работали по технологиям XVIII столетия.

IMG_20180213_141626

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф», отмечает, что Ораниенбаумская церковь для музея-заповедника — еще один опыт музеефикации храма. «Мы обязательно должны найти точки соприкосновения между музеем и церковью, — говорит Кальницкая. — Здесь служба будет проводиться раз в году — на храмовый праздник, ведь церковь была освящена во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона 3 сентября 1727 года».

После завершения всех работ пространство храма войдет в экскурсионный маршрут по дворцу — но только летом, зимой он будет закрыт. На примере Ораниенбаумской дворцовой церкви можно рассказывать, что такое реставрация и воссоздание, что такое Венецианская хартия реставраторов: когда надо воссоздавать утраченное полностью, когда — расчищать и консервировать то, что пощадило время.

Сергей Павлов, главный архитектор ГМЗ «Петергоф», показывает на хоры — над одними расчищена и видна кирпичная кладка времен Меншикова, над другими — проведена расчистка и консервация того, что сохранилось после революции и переделки храма в мастерские и военное время (оккупации тут не было, но блокада была), — над третьими хорами — воссоздан замысел Бартоломео Франческо Растрелли: нежная лепка. Над окнами второго яруса сохранилась и законсервирована так называемая намазная лепка — эта сложнейшая технология теперь не используется, фактическим утрачена и тем дороже то, что эту лепнину пощадило время. Она была посеребрена, но серебро окислилось и потемнело за три сотни лет.

share
print