Истории

Счетная палата не довольна тем, что правительство мало тратит

Коллегия Счетной палаты утвердила оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2009 года.

Итоги подсчетов направлены в Госдуму, Совет Федерации и премьер-министру Путину.

В условиях негативного влияния

В отчете отмечается, что исполнение федерального бюджета осуществляется в условиях негативного влияния на экономику страны мирового финансового кризиса, значительного падения цен на товары российского экспорта, снижения среднегодового курса рубля, роста численности безработных. Возрастают риски отклонения прогнозных параметров основных макроэкономических показателей от фактических.

Доходы сократились

Доходы федерального бюджета в январе - июне 2009 года сократились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 1,2 трлн. рублей, или на 27,5 процента, а без учета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния - на 33,3 процента. Резкое сокращение доходов привело к образованию дефицита федерального бюджета, который в первом полугодии составил 4,2 процента ВВП.

Анализ поступления доходов за январь - июнь 2009 года свидетельствует о высокой вероятности неисполнения утвержденного прогнозируемого объема доходов федерального бюджета за счет ненефтегазовых доходов. По мнению Счетной палаты, Минфином России, Минэкономразвития России, главными администраторами бюджетных доходов не принято достаточных мер по диверсификации источников доходов бюджета и оптимизации их структуры.

Исполнение расходов - 40%

В отчетном периоде исполнение расходов федерального бюджета составило только 40 процентов утвержденных назначений. Особое внимание в отчете обращается на неудовлетворительное исполнение расходов отдельными главными распорядителями средств федерального бюджета. Из 130 главных распорядителей 16 не осуществляли кассового исполнения расходов, 54 - исполнили их ниже среднего уровня (Рособоронпоставка - 0,1 процента, Росалкогольрегулирование - 0,4 процента, Росинформтехнологии - 3,9 процента и т.д.)

Расходы на реализацию федеральных целевых программ (ФЦП) составили лишь 18,7 процента годовых бюджетных назначений. Реализация пяти ФЦП (9,8 процента общего количества) вообще не осуществлялась, в том числе социально значимой ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы».

В отчете также отмечается неудовлетворительное исполнение расходов федерального бюджета социальной направленности.

Расходы на реализацию приоритетных нацпроектов (ПНП) составили 62 млрд. рублей, или 21,6 процента годовых бюджетных назначений. При этом в рамках ПНП «Здоровье» не осуществлялись расходы, направленные на формирование здорового образа жизни граждан, включая сокращение потребления алкоголя и табака, а также на совершенствование организации онкологической помощи населению. Как и в предыдущие годы, исполнение расходов на ПНП оказалось существенно ниже среднего уровня исполнения расходов федерального бюджета.

Неравномерность кассового исполнения расходов в течение года снижает эффективность использования бюджетных средств и приводит к неисполнению бюджетных назначений в полном объеме.

Внимание на регионы

Кроме того, в отчете обращается внимание на существенный рост дефицита региональных бюджетов, усиление их зависимости от федеральной помощи. Это, в свою очередь, не мотивирует органы исполнительной власти субъектов Федерации к эффективному управлению региональным долгом и поискам дополнительных источников финансирования бюджетного дефицита.

share
print