Истории

Музейщики просят защитить Ангела Златые власы от православного бизнесмена

Сотрудники Государственного Русского музея (ГРМ) подготовили два письма — одно министру культуры Владимиру Мединскому, а другое — на имя директора Эрмитажа и председателя Союза музеев России Михаила Пиотровского. Под письмом Пиотровскому идет сбор подписей. В Русском музее просят оставить самую знаменитую икону из экспозиции музея — Ангела Златые власы — шедевр мирового искусства и визитную карточку ГРМ — в экспозиции, на его законном месте, а не перемещать по просьбе православного бизнесмена Сергея Шмакова в церковь Михайловского замка.

История взаимоотношений господина Шмакова с Русским музеем впервые попала в СМИ в 2009 году, когда он получил один из древнейших памятников из собрания Русского музея - Торопецкую икону Божией Матери. Просил — не навсегда, а оказалось, что шедевр так и остался в церкви подмосковном коттеджном поселке Княжье Озеро, в 2011 году икону исключили из инвентарей Русского музея.

Теперь предприниматель обратился к руководству музея, чтобы Ангел Златые власы после того, как отремонтируют церковь в Михайловском замке Русского музея, переместился бы туда. А Шмаков готов помочь при реставрации церкви. То есть формально икона не покинет музей, а переедет из основной экспозиции, где ее могут видеть все посетители — верующие православные, верующие других христианских конфессий, верующие — не христиане, атеисты, агностики, да кто угодно, в маленький храм, в котором, по замыслу православного бизнесмена, ее могут увидеть паломники, которые, наверное, стесняются просто так в музей ходить.

Музейщикам подобная постановка вопроса показалась, мягко говоря, странной. Возникает вопрос — зачем? Перемещение шедевра уровня Ангела Златые власы связано с рисками — от Михайловского дворца до Михайловского замка его надо везти. Шмаков предлагает перевозить икону в церковь четыре раза в год — для поклонения верующих, даже предлагает для этого специальное оборудование. Но Ангел Златые власы — это, как поясняют специалисты Русского музея, не моленный образ, а лишь составная часть чина икон, которому удалось сохраниться до наших дней.

- Икона Архангел Гавриил (получивший только в Русском музее название Ангел Златые власы) в древности служила частью главного деисусного чина, украшавшего высокую алтарную преграду, то есть находилась на значительной высоте (около 4,5 м), и никогда не являлась моленным образом, тем более отдельной иконой для поклонения. Будучи лишь фрагментом расширенного деисусного чина, состоявшего как минимум из 7−9 икон, икона должна была рассматриваться лишь как часть молитвенного предстательства святых перед Вседержителем, образ которого находился в центре композиции и поэтому был единственным фронтальным изображением. Развернутый в 3/4 лик архангела Гавриила, обращенный ко Христу, воспринимался в контексте всего ансамбля и с довольно далекого расстояния, — отмечают знатоки иконописи.

Церковь Михайловского замка заложили вместе с замком в 1797 году и освятили в 1800-м. Она не предназначалась для сотен верующих, а создавалась как небольшой храм для императорской семьи, сугубо приватный. Интерьер церкви Михаила Архангела, создававшийся в XIX столетии, вообще никак не подходит для иконы домонгольского письма второй половины XII века: в церкви сохранились уникальные элементы убранства: огромный полуциркульный образ святого покровителя, написанный польским художником Францишеком Смуглевичем на восточной стене храма, и иконостас — шедевр русского камнерезного искусства, отделанный яшмой, лазуритом разноцветным мрамором, чудом сохранившийся до настоящего времени, церковь украшают также мощные гранитные колонны с золочеными базами и капителями, которые первоначально поддерживали хоры. Правда же, самое место там Ангелу Златые власы, лаконичному, с огромными глазами, с золотыми волосами — по каждому проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего волосы сияют небесным божественным светом?

- Эта икона не имеет никакого отношения к помещению замковой церкви — ни исторического, ни сюжетного. И почему гражданин Шмаков, не имеющий к Русскому музею никакого отношения, решает вопросы о перемещении экспоната из одной музейной экспозиции в другую? — комментирует ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, официальный эксперт по культурным ценностям Министерства культуры, кандидат искусствоведения, автор многочисленных исследований и публикаций о произведениях русской иконописи Ирина Шалина.

История с Ангелом Златые власы начала набирать скандальные обороты. Директор ГРМ Владимир Гусев на совещании заведующих отделами 5 октября 2017 года сообщил, что напишет письмо в благотворительный фонд «Иваново дело», который создали в 2008 году предприниматель и его супруга, а среди направлений деятельности фонда обозначены строительство и восстановление храмов. В письме Русский музей якобы собирается отказаться от помощи в реставрации церкви в Михайловском замке.

Музейщики не успокоились и все равно решили направить письма в Союз музеев России и Министерство культуры — чтобы Ангела Златые власы оставили в покое официально.

share
print