Истории

Москва смогла

Муниципальные выборы в Москве 10 сентября 2017 года показали, что даже при низкой явке можно побеждать «Единую Россию» и получать большинство в местных советах. Это происходит благодаря тому, что московский мэр под давлением общественности вынужден разрешить оппозиции участвовать в выборах и даже побеждать.

С зимы 2011 года Москва задает тон в протестах. Под давлением массовых митингов и шествий за честные выборы российские власти вынуждены были вернуть выборы губернаторов с муниципальным фильтром в нагрузку. Уличное давление и активность московского общества сыграли свою благотворную роль уже на выборах президента в марте 2012 года, когда в наблюдатели пошли практически все известные люди и власти вели себя корректно. В результате Владимир Путин набрал в Москве 46,95%. На муниципальных выборах, проходивших в один день с президентскими, оппозиция получила около трети депутатских мандатов.  

Затем были выборы мэра Москвы в 2013 году. Основным конкурентом Сергея Собянина на них был Алексей Навальный, занявший второе место и получивший почти треть голосов избирателей. Эта победа ему в «плюс» до сих пор – власти помнят число московских избирателей, голосовавших за Навального, и понимают, что может начаться, если упечь его в тюрьму.

Демократию и честные выборы нужно заслужить и Москва тому примером всей стране. Волонтерство и благотворительность, Диссернет, протест против реновации, поддержание мемориала на месте убийства Бориса Немцова. Все это заслуги небольшого, но довольно сплоченного московского общества.

Именно поэтому московская власть знает границы, которые лучше не переходить, а административный ресурс использует аккуратнее, чем региональные власти в остальной России. Вот и во время нынешней муниципальной избирательной кампании были зарегистрированы все желающие кандидаты. Большим подспорьем стал сайт gudkov.ru, созданный командой Максима Каца. С его помощью кандидатам было легко регистрироваться и участвовать в кампании. Средства на агитацию собирались фандрайзингом.

Для достижения своих целей власть четко очертила границы – официальных СМИ вам не будет. Сидите в своем Интернете. Более того, по данным СМИ, вице-мэр Москвы Екатерина Рахова отдала распоряжение подконтрольным властям изданиям и телеканалам игнорировать муниципальную кампанию, Мосгоризбирком блестяще отмолчался, не сообщив избирателям о предстоящих выборах. Дворникам была дана команда постоянно чистить подъезды и газетные стенды от оппозиционной агитации. Власти откровенно «сушили» явку в надежде на мобилизацию пенсионеров и бюджетников и инертность либеральной публики.

Эти надежды оправдались, но лишь частично. Даже при низкой явке в муниципальных собраниях Москвы будут работать в общей сложности 605 депутатов не из «Единой России». Самой успешной стала кампания Дмитрия Гудкова и партии «Яблоко». Из 146 муниципальных образований 9 советов на 100% сформировали оппозиционеры, еще в 5 советах подавляющее большинство депутатов от оппозиции. То есть 14 советов оппозиция контролирует полностью. Еще в 10 советах две трети и более депутатов  - оппозиционеры. В 11 советах треть и более мест не принадлежит «Единой России».

Самый большой конфуз получился в районе Гагаринское, где зарегистрирован и голосовал президент Владимир Путин. Там на 100% совет контролируют оппозиционеры.

Глава московского избиркома Валентин Горбунов уже порадовался за «Единую Россию». Он сообщил, что только она по итогам этих выборов может преодолеть «муниципальный фильтр» и выдвинуть своего кандидата в мэры на выборах в 2018 году. Страшно подумать, что могло бы случиться, если бы оппозиции позволили вести агитацию везде, а сами выборы не замалчивали. Допустить неконтролируемую конкуренцию на выборах главы столицы нельзя. Хватит и того, что Илья Яшин стал депутатом и может претендовать на место главы совета Красносельского района.

Московские муниципалы не имеют реальных полномочий, поэтому мандат для оппозиции – это расширение границ публичности в общественной деятельности. Одно дело в автозак на несанкционированном митинге волокут простого гражданина, другое – муниципального депутата. Сонная и лояльная мэрии Мосгордума не сможет просто отмахнуться от запросов и инициатив муниципалов. Они смогут инициировать местные референдумы. У победителей есть шанс быть на слуху, а у московского общества теперь есть к кому апеллировать и быть услышанным.

Было бы радостно за Москву, если бы не было так горько за Петербург. В 2014 году множество кандидатов в муниципальные депутаты столкнулись с проблемами еще на стадии регистрации. Стандартная картина – очередь из крепких молодых людей на регистрацию. Тайная работа ИКМО, побеги от потенциальных кандидатов. Вот неполный перечень создания искусственных препятствий для оппозиции, подготовленных ставленниками «Единой России. В результате известным городским оппозиционерам не дали даже зарегистрироваться кандидатами в депутаты. А Оксане Дмитриевой не удалось собрать «муниципальный фильтр» для регистрации кандидатом в губернаторы. Из сообщения пресс-службы партии власти стало известно, что более тысячи подписей муниципалов собрали за кандидата Георгия Полтавченко, то есть сгребли все в одну кучу, чтобы никто несанкционированный не смог зарегистрироваться.  

За две недели до выборов было организовано массовое досрочное голосование пенсионеров и бюджетников. На избирательные участки в районные администрации выстроились очереди из желающих проголосовать досрочно. Дошло до того, что в 11-ти МО кандидаты получили более 100% голосов избирателей. На это был вынужден обратить внимание глава ЦИК Владимир Чуров. В результате – доминирующая «Единая Россия» и оставшийся островок оппозиции в виде МО «Автово».

Муниципальные выборы в Петербурге пройдут в 2019 году. Есть ли у нас шанс хотя бы повторить путь Москвы или опять юнкера Макарова стройными колоннами заполнят собой муниципалитеты? Было бы желание, но пока никто его всерьез не демонстрировал.

share
print