Истории

Наличие ВИЧ и гепатитов не мешает летчикам летать

Общественники обратились к министру транспорта – они считают избыточной мерой при приеме на работу пилотов предъявление анализов на ВИЧ-инфекцию и гепатиты и объясняют, почему.

К министру транспорта России Максиму  Соколову официально  обратились представители некоммерческого партнерства «Е.В.А.» (НП «Е.В.А.»), межрегиональной общественной организации содействия пациентам с вирусными гепатитами «Вместе против гепатита» и организации «Коалиция по готовности к лечению».
 
В своем письме они просят исключить требования о предъявлении результатов исследований крови на ВИЧ-инфекцию  и  маркеры вирусного гепатита В и С для тех граждан, кто поступает или восстанавливается на летную работу – членам экипажей воздушных судов и авиадиспетчерам.
 
Общественники отмечают, что поводом для их обращения к министру стал проект приказа Минтранса России «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 года № 50», который размещен  26 июля  на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Там предлагается изложить подпункт 2 пункта 11 приказа в следующей редакции: «При поступлении или восстановлении на летную работу члены экипажа воздушного судна, диспетчеры УВД предъявляют /…/ результаты исследований крови: на ВИЧ-инфекцию, маркеры вирусного гепатита «В» и «С» /…/».
 
Представители общественных организаций обосновывают в своем письме Максиму Соколову, почему не следует принимать новую редакцию приказа: «Просим Вас исключить требования о предъявлении результатов исследований крови: на ВИЧ-инфекцию, маркеры вирусного гепатита В и С в связи с тем, что указанные заболевания не влияют на способность выполнять должностные обязанности членами экипажа воздушного судна и сотрудниками наземных служб, в том числе диспетчерами УВД». Они приводят экспертные аргументы:  сейчас даже при наличии ВИЧ-инфекции человек, принимающий антиретровирусную терапию (АРВТ), ведёт продуктивную жизнь и способен выполнять все повседневные задачи без ущерба для качества работы,  а вирусный гепатит В, как и в случае с ВИЧ-инфекцией, успешно поддается контролю с помощью противовирусной терапии, препятствующей размножению вируса и развитию у пациента негативных последствий для здоровья, таким образом, вирусный гепатит В также не может служить основанием для ограничений в работе. Что же касается хронического  вирусного гепатита С, то благодаря применению препаратов прямого противовирусного действия  он  на сегодня является полностью излечимым заболеванием и также не оказывает существенного влияния на качество выполнения профессиональных обязанностей гражданином».
 
Представители общественных организаций считают, что если приказ Минтранса  будет изменен, то новая норма «не только может привести к необоснованному ограничению права граждан, имеющих в крови маркеры вирусных гепатитов В и С, а также ВИЧ-инфекции, на осуществление профессиональной деятельности, но и не гарантирует, что к управлению воздушными судами и работе диспетчерами УВД не будут допущены лица, инфицированные ВИЧ и вирусными гепатитами В и С, чей вирусный статус невозможно определить в связи с ограничениями тестовых систем.
«На наш взгляд, контроль наличия в крови членов экипажа воздушного судна и сотрудников наземных служб, в том числе диспетчеров УВД, маркеров ВИЧ и вирусных гепатитов В и С, не будет иметь положительного влияния на усиление безопасности воздушных перевозок», - отмечается в обращении к министру.  
Также общественники полагают, что эти изменения избыточны и неэффективны, но приведут с высокой вероятностью к дополнительной стигматизации людей с ВИЧ и вирусными гепатитами В и С, а также могут привести к злоупотреблениям на местах и дискриминации.
share
print