Истории

Революция – не идеальный способ преобразования

Вечером 26 июля 2017 года профессор Европейского университета Борис Колоницкий, в рамках проекта «Петроград 1917» выступит в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Речь пойдет о политических последствиях участия России в Первой мировой войне и об июльском кризисе 1917 года.

18 июня (1 июля) 1917 года войска Юго-западного фронта начали грандиозное наступление после мощной артиллерийской подготовки. Первые вести об успехах операции были встречены восторженными манифестациями. Однако вскоре противник нанес контрудар, российские армии стали отступать, порой это наступление перерастало в бегство. Каковы причины этой неудачи? Какие политические последствия она имела? Могли ли какие-то политические силы использовать военное поражение в своих целях? Что мы знаем об июльском кризисе и о том, почему лето 1917 года стало для России судьбоносным? Почему подавление Корниловского мятежа оказалось для Временного правительства пирровой победой и почему именно тогда был запущен механизм гражданской войны? Именно об том пойдет речь на встрече с доктором исторических наук Борисом Колоницким.

Корреспондент МР7.ru спросил ученого, что может дать обществу столетний юбилей событий 1917 года.

  - Юбилей – это ресурс, открытый для использования, и его используют сейчас самые разные силы. Либералы лоббируют свою повестку, консерваторы – свою. Все используют столетие революции для своего агитпропа и Истпарта.

- Так ведь сто лет раз в жизни бывает.

- Вот именно, мы мыслим юбилеями. Но  для меня важной во всем этом кажется идея примирения, о которой кто только не говорил, но эта важная и рациональная идея требует серьезной проработки.  Мы до сих пор живем в поле воздействия политической культуры, созданной Гражданской войной. Это такая  у нас родовая травма, недостаточно проговоренная. Хотя в СССР были робкие попытки – в кино, в литературе – понять обе стороны.

- «Служили два товарища», «Раба любви», «Сорок первый».

- «Тихий Дон», в первую очередь. Мы должны  найти, разработать такую идею сочувствия ко всем жертвам Гражданской войны.  Меня трудно удивить историей Революции и Гражданской войны, но вот прочитал книгу Нарского  «Жизнь в катастрофе. Будни населения Урала в 1917-1922 годах» – как в уральских селах проходили революционные события, как на людей обрушился голод, дошло до каннибализма. Автор приводит документ – резолюцию крестьянского схода, когда крестьяне просят новую власть разрешить им есть трупы. И это тоже – Гражданская война, и мы до сих пор в поле влияния того людоедского времени.

Вообще любая революция – это не идеальный способ преобразования общества, но понимание этого не гарантирует от революций, если эволюционных преобразований общества не будет. С феноменом революции нужно разбираться, а не просто пересказывать советские учебники истории, переставляя знаки с «плюса»  на «минус».

Каждая  революция - это потенциальная гражданская война, и каждая революция это, скорее всего, интервенция.  И когда в каких- то странах с энтузиазмом начинают революции,  об этом нужно помнить. Иногда происходят даже несколько конкурирующих интервенций и многомерная гражданская война.  И ключевой вопрос  революции – удастся или нет избежать общенациональной гражданской войны.

share
print