Истории

Путин – главный благотворитель

О некоммерческих организациях в СМИ говорить стали чаще. Не радует контекст и преломление на конкретные персоналии. Получается, что главное в НКО это то, что они становятся «иностранными агентами», а главными благотворителями у нас являются Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Таковы итоги нового исследования НИУ ВШЭ о том, что и как журналисты рассказывают об НКО, благотворительности и о гражданском обществе.

Результаты исследований, проведенных «Вышкой» в течение нескольких лет, были презентованы в Агентстве социальной информации (АСИ) 17 июля 2017 года.

Как рассказала директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова, исследование охватило публикации в СМИ за период с 2012 по 2016 годы. В выборку для анализа вошли 10 012 статей в российских СМИ и 5 014 сообщений в соцсетях.

На первый взгляд, все выглядит не так уж и плохо: рассматривая динамику и тональность медиаполя, авторы исследования отмечают, что наблюдается преобладание позитивных материалов над негативными.

Однако при анализе того, чему именно посвящены сообщения СМИ, «мы видим интересную картину. Исследователи выяснили, что гражданское общество и, в частности, благотворительность, в зеркале СМИ — это либо нечто, связанное с государством, либо просто действия самого государства. Например, его решения о регулировании сферы благотворительности, их последствия, а также комментарии чиновников относительно тех или иных событий».

Максимальное число публикаций посвящено не благотворительности или деятельности НКО, а сообщениям об «иностранных агентах» (около 700) - собственно принятому закону, а это напрямую связано с властью, попаданию в список тех или иных организаций и связанных с этим трудностей в их деятельности. Чаще всего эта информация была окрашена в негативные тона, но все же.

На втором месте тоже связанная с государством тема – распределение грантов (228). Немало внимание было уделено тому, что «Левада-Центр» отказался от иностранного финансирования, чтобы не попасть в иноагенты и посланию президента Федеральному собранию. Далее идет резкий разрыв, и остальные информационные поводы значительно отстают от «топовых».

Директор АСИ Елена Тополева делает выводы: «Во-первых, всё «забивают» собой скандальные темы. Сколько бы ни было положительных поводов, к сожалению, трудно ожидать, чтобы даже самые яркие позитивные истории стали популярнее скандальных.

Во-вторых, я думаю, что важно познакомить с результатами этого исследования представителей органов государственной власти. Чтобы они понимали, какой резонанс имеют в обществе их высказывания и действия. Мне кажется, что иногда мы все, в том числе чиновники и политики, слабо себе представляем, как наше слово отзовется. И как отзовется наше действие».

Можно заметить и еще один любопытный момент. За последние годы, когда проводился анализ, знаете какой год стал, фактически, провальным? 2014-й. Год, когда началась аннексия Крыма. Прессе было явно не до НКО и их деятельности.

Еще один интересный момент. Исследователи выяснили, что о гражданском обществе и, в частности, о благотворительности СМИ сообщают преимущественно в связи с действиями государства — решениями о регулировании сферы, их последствиями, комментариями чиновников относительно тех или иных событий, скандалами и чрезвычайными происшествиями.

Тополева поясняет: «Конечно, мы все время просим государство, чтобы оно поддерживало, помогало, создавало условия. Государство действительно играет большую роль. Иногда она контролирующая, а иногда поддерживающая. И, когда речь идет о поддержке, вроде бы как все за. Но, если государство, пусть даже в целом позитивно, начинает влиять на происходящее в нашей сфере, его действия могут иметь неожиданный резонанс. Вдобавок к этому люди начинают отождествлять то, что делают активные граждане и благотворительные организации, с деятельностью госорганов».

Как итог – рейтинг главных благотворителей в России по анализу публикаций. На первом месте, как и везде, Владимир Путин – 2 859 упоминаний. Дмитрий Медведев поместился на втором с 719 упоминаниями. Речь, конечно же, по большей части идет о принятых законах об НКО. 449 упоминаний у Людмилы Алексеевой, и речь там шла о деятельности СПЧ, и Алексей Навальный  – 380.

Но, даже если СМИ говорят о собственно деятельности НКО, по большей части это снова тема скандалов. Это наблюдается и в СМИ, и в соцсетях. Ирина Мерсиянова продолжает: «В десятке НКО-лидеров по упоминаниям в социальных медиа в 2016 году все те же фонды, связанные с историями об (иностранных) агентах, Русфонд — в связи со скандалом с семьей Жанны Фриске, фонд «Справедливая помощь» — по причине трагической гибели Доктора Лизы.

Представитель «Вышки» лишь напоминает: Основные выводы исследования можно сформулировать так: «Деятельности некоммерческих организаций на макроуровне практически не видно. Даже фонд «Подари жизнь» не входит в лидерскую десятку.

«На передний план выходят политические истории, а работа НКО – это микроистории, — подчеркнула Ирина Мерсиянова. – Разных микроисторий очень много. Кого-то, например, интересует деятельность родительских комитетов», - добавляет Мерсиянова.

Возвращаясь к благотворительности в СМИ, и это данные проекта «Медиалогия» с июля 2016 по июль 2017-го, наиболее активны в публикациях об НКО были печатные СМИ. На первом месте – «Коммерсант» и далее по убыванию «Комсомолка», «МК», «АиФ» и РБК. Среди соцсетей о благотворительности и НКО говорят достаточно активно (1,3 млн постов), и почти половину от спектра (46%) занимает «ВКонтакте». 20% - «Фейсбук» и 15% у «Одноклассников».

А вот мнение профессора факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Анны Качкаевой. По ее словам, для цензуры и самоцензуры тема теме рознь. «Нельзя разделять темы и направления благотворительности: вот, деткам помогли — этим можно. А тем, которые в тюрьмах и с ВИЧ — нельзя. Это медийное лукавство: одной рукой гноблю агентов госдепа, а другой — детям помогаю. Если государство продолжит дальше кампанию разоблачения, медиа могут только сопротивляться этому и не писать глупости».

Тем не менее в целом по стране НКО и благотворительность, кажется, прорвали блокаду безмолвия. Проведенные в феврале 2017 года исследования ВШЭ показали, что с 2014 года выросла информированность населения (с 79 до 86%); доверие к НКО выросло за три года с 54 до 66%. С другой стороны, о своем участии в деятельности неправительственных и некоммерческих организаций заявили 28% (2014 г.– 19%); готовы работать добровольно, не получая денег 50% опрошенных, а делать пожертвования – 47%. Десять лет назад эти показатели были куда скромнее.

share
print