Истории

Мифы о раннем развитии детей

Развивайки, курсы по английскому языку с 2-х лет, карточки Домана, кубики Зайцева, музыка для детей с пеленок – если вы мама малыша и вам кажется, что вы что-то упускаете в его развитии, прочтите наши 18 мифов о раннем развитии с комментариями психологов и сделайте правильные выводы.

Материал комментировали: Мария Будылина, перинатальный психолог с 8-летним стажем, работает в женской консультации Калининского района; Юлия Бердникова, психолог, психоаналитик, обучающий аналитик и супервизор Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии, старший преподаватель ВЕИП.


1. Развитие мелкой моторики влияет на формирование речи 

Юлия Бердникова: Соответствующие участки мозга, отвечающие за мелкие координированные движения пальцев и участки мозга, отвечающие за овладение речью, связаны между собой. Но нельзя говорить о прямом влиянии одного на другое. Для того чтобы ребенок нормально и правильно учился разговаривать, ему, прежде всего, необходимо слышать речь от своих близких.

Еще одним необходимым условием развития речи является правильное время отнятия от груди. До года грудное  вскармливание должно быть завершено, чтобы ребенок мог перейти на нормальное для этого возраста питание. Движения челюстей  при кусании и жевании больше способствуют развитию речи, чем движения пальцев рук, так как обеспечивают правильную артикуляцию. Если ребенок слишком долго сосет грудь, затем сосет бутылочку с соской, затем соску-пустышку, развитие речи будет замедляться и искажаться.

Мария Будылина: Первично на формирование речи влияет дозревание нервных окончаний в мозгу. Электроэнцефалография (ЭЭГ) может это показать. Если мы видим, что нервные окончания не дозрели, то ребенок не сможет, как бы вы не старались. Надо просто дождаться их дозревания – этот процесс можно подогнать ноотропами – это препараты, которые влияют на кровоснабжение разных зон мозга. Их назначает невролог. В случае если нервные окончания дозревшие – надо развивать мелкую моторику, рассказывать стишки и так далее.

2. Если ребенок до 3-х не заговорил – бить тревогу

Юлия Бердникова: Бить тревогу в 3 года не стоит, но показаться специалисту: психотерапевту или психологу, возможно надо. Не логопеду! Три совета, которые может выполнить любая мать в таком случае: 1) не спите с ребенком в одной постели, это приводит к задержке развития; 2) отучайте от груди, бутылки и пустышки вовремя; 3) начните больше разговаривать со своим ребенком, читать ему короткие стихи, сказочки, присказки, считалочки, лучше русские народные.

Мария Будылина: «Если задержки в речевом развитии происходят на фоне замедленного психического развития – и есть признаки общего деструктивного процесса – да, надо исправлять. Но если ребенок реагирует на просьбы, понимает обращенную речь, но просто не может заговорить – то, возможно, опять же не дозрели нервные окончания в мозгу.

Зачастую ребенок не может заговорить, потому что он напряжен. Бывает, что родители отводят детей к остеопатам – и те расслабляют зону рта. Важно поместить ребенка в комфортную среду, состояние, создать расслабляющую атмосферу, отвлечь.

3. Мальчики начинают говорить позже девочек

Не всегда и не обязательно. Замечено, что мать чаще разговаривает с младенцем-дочерью, чем с сыном.


4. После трех лет развивать ребенка уже поздно

Юлия Бердникова: Это не так. После 3-х лет как раз надо начинать. До трех лет обучение абстрактным символам, буквам и цифрам не показано. До трех лет в понятие развитие включается все, что связано с правополушарным мышлением, то есть образы, звуки, движения. Петь, плясать, рисовать, двигаться.
Мария Будылина: Для каждого возраста есть свои главные векторы. До 1 года – ребенок нюхает, трогает, облизывает и так запоминает. С  1 года до 2-3 лет – запоминает через действие: из стаканчика в стаканчик воду перелил – запомнил, дополз – запомнил.

5. Чем раньше научишь ребенка счету и буквам, тем умнее он будет

Юлия Бердникова: На качество ума раннее обучение счету и буквам не влияет. Наоборот, ранняя стимуляция левого полушария (счет и буквы) приводит к отставанию и дефектам в развитии эмоциональной сферы. Выращиваем этаких маленьких «компьютерных роботов».

Мария Будылина: Предлагать ребенку учить цифры и буквы можно, но не заставлять. Если он интересуется цифрами и буквами – давайте ему эти знания.

6. Не нужно «насиловать» мозг ребенка до трех лет, пусть у него будет нормальное детство

Это правильно, до трех лет нужно учиться играть, двигаться, осваивать навыки самообслуживания, речь, и т. п. Выполняется много других важных задач.

7. Раннее чтение – вредно или полезно?

Раннее чтение полезно, но читаемые тексты должны соответствовать возрасту, уровню понимания. До 4-х лет концентрация внимания низкая, 3-5 минут. Поэтому тексты должны быть коротенькими. Присказки считалки, припевки, короткие стишки. Хорошо, когда это все звучит ритмично. И, разумеется, когда читает мама, папа, бабушка, дедушка, а не электронные приборы.

8. Что лучше – садик или домашнее воспитание с бабушкой и дедушкой?

До 3-х лет ребенку лучше быть в кругу своей семьи. Это обусловлено особенностями развития детской психики, способностями вступать во взаимодействия. После 3-х лет можно начинать социализацию, постепенно, сначала на 2-3 часа в день, отводя ребенка в детский сад. Развивающие кружки и группы тоже лучше начинать посещать не ранее 3-4-х лет.  Исключение составляют группы по типу знаменитого французского «Зеленого дома», где дети  2-3-х лет находятся вместе с мамой и другими детьми.

9. Нельзя говорить ребенку слово «нельзя», нельзя запрещать

Юлия Бердникова: Это не так. В каких-то случаях, когда это угрожает жизни и здоровью, слово «нельзя» должно прозвучать и означать недвусмысленный запрет. Вообще запреты должны быть принципиальными и помогать ребенку избегать опасностей, правильно адаптироваться в мире и во взаимоотношениях.
Мария Будылина: Лучше всего создать дома такую среду, в которой ребенку нечего бы было запрещать. Процент «нельзя» должен быть значительно меньше, чем процент «можно».

10. Даже если ребенок еще маленький – ему нужно все объяснять

Юлия Бердникова: Хорошо бы это делать словами, доступными для ребенка данного возраста. Особенно нужно объяснять всякие важные вещи, например, если мама куда-то уходит, она должна сказать об этом своему ребенку, даже если он еще младенец. Объяснить, когда она вернется, и с кем он будет это время, пока ее нет.
Мария Будылина: Объяснять нужно, но не всегда помогает. Например, если ребенок в жуткой истерике в 2 года, вы ему ничего объяснить не сможете – надо его обнять и крепко держать, пока не успокоится.

11. Нельзя приучать к мультикам и гаджетам (планшет/телефон)

Юлия Бердникова: Разумеется нельзя! Общение с планшетами и телефонами нарушает развитие способности к общению с другими людьми. И потом вырастает много одиноких и несчастливых индивидуумов, которые не способны ни дружить, ни любить.

Мария Будылина: Да, это очень опасно. Когда ребенок сидит в планшете даже его мозг переключается из альфа-ритма, в бета-ритм. Это совершенно другое восприятие информации – ребенок становится как бы полусонным, процессы замедляются. 1 час в день – максимум.

12. Развивающие игры/приложения – полезны/вредны для детей

Юлия Бердникова: Для маленьких – да, вредны. Для детей постарше, после 6-7 лет можно, но в ограниченном объеме.

Мария Будылина: У нас стало принято совать ребенку планшет, если он устал или напряжен. Это может стать вредной привычкой, как у взрослого человека – курение, занервничал – пошел покурил.  У ребенка не вырабатывается навык переработать свое напряжение самому.

13. Режим очень важен для детей, поэтому родители должны подстроить под него свою жизнь

Юлия Бердникова: Когда рождается ребенок, родителям необходимо перестроить свою жизнь на 2-3 года, подстраиваясь под потребности ребенка. А не таскаться с ним по ночным барам и клубам.

Мария Будылина: Режим очень важен – от 0 до 1, когда у ребенка формируется общее доверие к миру, что все повторяется, потому что они быстро все забывают. А когда действия повторяются – они их лучше и быстрее запоминают.  С возрастом значение режима падает. Но ритуалы всегда очень важны: книжечка перед сном, особая еда по воскресеньям, едем к бабушке – в этом магазине покупаем для нее пирожные. Это успокаивает.


14. Нужно/не нужно заставлять ребенка делиться игрушками

Заставлять не нужно. Вас же не заставляют делиться своими личными вещами с неблизкими вам или незнакомыми вам людьми. Принуждение делиться вызывает в ребенке обиду и непонимание, а вовсе не развивает пресловутую «доброту». После 5-6 лет желание сделать кому-то приятное, угостив или поделившись, приходит естественно, главное – заметить вовремя и развить эти тенденции.

15. Самый лучший способ развить своих детей – научить его играть

Юлия Бердникова: Безусловно, игра – лучший способ развития. Но нужно помнить, что играть в ролевые игры ребенок становится способен не раньше 4-х лет, а то и позже. До этого игра носит более упрощенный характер. Чаще это просто различные действия с игровыми предметами.

16. Совместный сон – плохо или хорошо?

Это однозначно плохо, так как инфантилизирует ребенка, приводит к задержке психоэмоционального развития, кроме того, нарушаются отношения между родителями. Ребенок, с которым спит взрослый может долго страдать различными страхами, энурезом и т. п.

17. Карточки Домана – вредно или полезно?

Юлия Бердникова: Я склоняюсь к тому, что это пустая трата времени и забивание памяти массой ненужной информации. Развитие памяти тут вообще не при чем. Память, как чердак. Он есть, и объем задан. А вот чем его наполнять – другой вопрос.

18. Блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, кубики Никитина, квадраты Никитина – можно ли вырастить умного ребенка без этого?

Юлия Бердникова: Разумеется, возможно, и опыт всех  предшествующих поколений подтверждает это.
Мария Будылина: Из всего я бы рекомендовала Монтессори. Очень полезно как раз от 0 до 3. 

share
print