Истории

Скворцову озадачат гепатитом

Представители некоммерческого партнерства «Е.В.А.» (НП «Е.В.А.»), межрегиональной общественной организации «Вместе против гепатита» и организации «Коалиция по готовности к лечению» обратились к министру здравоохранения России Веронике Скворцовой.

Общественники просят министра содействовать в разработке государственной стратегии противодействия распространению вирусных гепатитов в России с  2017 по 2021 год с планом мероприятий и бюджетом, созданию Федерального регистра пациентов с вирусными гепатитами в России, принятию стандартов лечения вирусных гепатитов, предусматривающих, в случае с хроническим гепатитом С (ХГС), отказ от терапии с применением пегилированного интерферона в пользу современных противовирусных препаратов прямого действия (ПППД).

Также просят министра содействовать в реализации мер по  существенному снижению цен на ПППД для обеспечения терапией  большего количества пациентов и повышению уровня осведомленности людей о вирусном гепатите.

Составить и направить письмо министру общественники решили спустя год после того, как Россия наряду с другими странами-членами ВОЗ подписала Глобальную стратегию сектора здравоохранения по вирусному гепатиту на 2016-2021 годы. Россия подписала, но что же сделано за год? 

Юлия Драгунова из «Коалиции по готовности к лечению» сообщает, что были  увеличены средства на закупку препаратов для лечения гепатита С (2016 год – 3 млрд 600 тыс. руб), на территории России в марте минувшего года зарегистрирован  софосбувир – высокоэффективное новое средство для лечения гепатита С, включенный ВОЗ в список важнейших лекарственных средств. Но в России 5 млн 800 тыс. людей с гепатитами (из них 1,7 млн – с гепатитом С), на учете состоят около 600 тыс., но  в 2016 году закуплено менее 10 тыс. курсов для лечения заболевания, и из них – менее трети – препаратами прямого противовирусного действия. Остальные курсы – это курсы лечения пегилированными интерферонами. Всего за счет государственных средств получили лечение менее 10 тысяч человек. А чтобы снизить на 40 процентов эпидемию гепатита С к 2019-20 году надо ежегодно пролечивать около 120 тысяч человек.

Кстати, софосбувир был зарегистрирован в России, но так и не был государством закуплен, ни один аукцион не состоялся. Понятно, что софосбувир дорог. Цена его в США колеблется от 84 000$ до 168 000$ за курс, в Великобритании – 35 000 фунтов за 12 недельный курс. Даже страшно сказать, сколько это стоит у нас. При этом препарат продается в Сети и пациенты закупают его сами, кто может, и приносят врачам, чтобы те назначали лечение. Достижение стабильного вирусологического ответа при приеме софосбувира возникает в более чем 90 процентов  случаев. А успех интерфероновой терапии ограничивается 40-60 процентами плюс еще всякие побочные эффекты от лечения.

В России уже появились рекомендательные, но пока не обязательные к исполнению протоколы лечения гепатита С, в которые включены современные препараты, но нет единого регистра пациентов, то есть в целом невозможно подсчитать, сколько курсов надо и сколько денег. Нет единых правил для всех регионов – в Москве могут выделить на лечение 1 млрд 300 млн на новые препараты прямого противовирусного действия, а в Ханты-Мансийске закупить лишь два таких курса «на пробу». Но люди-то болеют везде.

То есть за год Россия не предприняла кардинальных действий, чтобы остановить эпидемию вирусных гепатитов.

Алексей Лахов, специалист по связям с общественностью НП «Е.В.А.» свой гепатит С вылечил в 2009 году, теперь начал лечение хронического гепатита В. Столкнулся с тем, что в Петербурге 3 месяца не было необходимого лекарства. А что в регионах тогда происходит?

Никита Коваленко, председатель правления МОО «Вместе против гепатита» рассказал об опросе, проведенном среди 400 пациентов 64 регионов России. Из них только 13 процентов получили в первый год выявления вирусного гепатита С препараты прямого противовирусного действия, 25 процентов – лечение интерферонами. А остальные – вообще никакого лечения.

share
print