Истории

Денис Мацуев: Джаз — это не хулиганское искусство

Петербург на две недели раньше Москвы оценит новую программу легендарного пианиста Дениса Мацуева «Джаз в кругу друзей». «МР» поговорил с музыкантом о гранях джаза.

Как начался ваш «роман» с джазом?

С детства папа слушал записи Оскара Питерсона, Эрролла Гарнера, Арта Тейтума. Но Оскар Питерсон, конечно, номер один. Это человек, который и вдохновил меня на мои попытки играть джаз, фантазировать и не бояться импровизировать. Когда я был в Канаде, он приезжал на мой концерт, и мы познакомились. Я ему поиграл. Для меня это был момент счастья. Планировали сделать совместный концерт, но, к сожалению, это уже не осуществится. Джаз завораживает меня и своей непредсказуемостью. С моими партнерами по джазовому трио мы часто импровизируем на темы «Рапсодии в стиле блюз Гершвина». Это всегда мини-сейшн, и чем он закончится – никто не знает. Чистый адреналин и безудержное творчество.

С моими партнерами по джазовому трио мы часто импровизируем на темы «Рапсодии в стиле блюз Гершвина». Это всегда мини-сейшн. Чистый адреналин и безудержное творчество.

Как вам удается сочетать точность, без которой невозможно исполнение классики, и хулиганские импровизации в джазе, быть джазменом и классическим музыкантом?

Никогда в жизни не назову себя джазменом, потому что это отдельный вид искусства, перед которым я бесконечно преклоняюсь. Мне думается то, что я делаю, это попытка пианиста, воспитанного в духе классической школы, выражать с помощью музыкальных импровизаций собственные фантазии, изобретать новые приёмы, искать новые измерения и смыслы в привычных произведениях. С определением джазовой импровизации как «хулиганской» в корне не согласен. Есть, конечно, шуточные исполнения на бис, но джаз это отнюдь не хулиганское искусство, а, наравне с классической музыкой, серьёзный и сложнейший жанр.

Есть, конечно, шуточные исполнения на бис, но джаз это отнюдь не хулиганское искусство, а, наравне с классической музыкой, серьёзный и сложнейший жанр.

Сочетание джазовых и академических принципов характерно и для вашего партнера по сцене – контрабасиста Андрея Иванова. Расскажите об особенностях вашего «джаз-банда»?

Творческий состав для концертов a la джаз у меня варьируется. Десять лет мы играли с великим Гараняном, теперь мои постоянные джазовые «собеседники» на сцене – это и упомянутый вами Андрей Иванов, и Дмитрий Севостьянов, и Александр Зингер, и Аркадий Шилклопер. Они мне очень много помогали и помогают на этих концертах, потому что являются именно джазовыми музыкантами, а я всё-таки «пришелец» из классического мира. А теперь в нашу компанию с энтузиазмом и задором вливается молодое поколение. Победители телевизионного проекта «Синяя птица».

Никогда в жизни не назову себя джазменом

Насколько джаз — детская тема, или они играют не по-детски?

Я бы не назвал классическим чистым джазом то, что мы играем с юными музыкантами из «Синей птицы». Как нельзя назвать джазом то, что я сам играю. Мы, наверное, больше про состояние души, сиюминутное озарение и живую импровизацию. Меня восхищает то, что ребятам всего-то от 9 до 11 лет, но при этом у них хватает дерзновения к импровизации. Главное, что выходит у них это талантливо, а значит, имеет право на существование.

В программе для бесконечно обожаемого Питера будет много сюрпризов.

Есть ли у вас любимые композиции? Возможно, они прозвучат на предстоящем концерте в Петербурге?

Про любимую джазовую композицию, как про любимое классическое произведение, могу ответить, что нравится то, что играешь в данный момент времени. В программе для бесконечно обожаемого Питера будет много сюрпризов, которые мне сейчас бы раскрывать не хотелось. Приходите 30 мая, всё услышите.

Денис Мацуев, «Джаз в кругу друзей»
30 мая, 19:00
БКЗ «Октябрьский»
1200-10000 руб.

 

share
print