Истории

И ногу ножкой называть

Маноло Бланик – всемирно известный дизайнер обуви вместе с Михаилом Пиотровским открыл 10 мая 2017 года в Главном штабе Эрмитажа выставку «Маноло Бланик. Обувь как искусство» - ретроспектива всего того обувного великолепия, что придумал дизайнер за 45 лет творческой жизни.

Журналисты, блуждавшие  на пресс-показе в мягкой полутьме среди витрин с изящными туфельками, предлагали друг другу заголовки текстов. В них упоминалась  сказочная Золушка, только во множественном числе. Что-то типа «Праздник Золушек» - практически во всех витринах была выставлена одна туфелька, пар было по пальцам пересчитать. Почему? Михаил Пиотровский дал ответ на вопрос: «Потому что здесь музей, а не магазин, а мы в последнее время плохо умеем различать это».

Испанец Маноло Бланик, родившийся в 1942 году на Канарских островах, стал одним из известнейших в мире дизайнеров обуви, создал собственное производство, выдающее не более ста пар обуви в день, клиенты Бланика – Мадонна, Кайли Миноуг, Вайнона Райдер и Наоми Кэмпбелл.  Только ленивый не упомянет про «Секс в большом городе» - в серии «Жизнь в стиле Вог» (A Vogue Idea)  как раз про модель туфель Campari.  Дизайнер придумал туфли для Кирстен Данст, которая сыграла Марию-Антуанетту в одноименном фильме Софии Копполы.

В Главном штабе творчество дизайнера представлено не по годам, а по темам-секциям. «Гала» - туфли из самых дорогих и изысканных материалов, украшенные драгоценностями. Именно здесь – те, что создавал Бланик для фильма «Мария - Антуанетта» (среди наград фильма «Оскар»-2007 за лучшие костюмы, в том числе и туфельки от Бланика). В секции «Сердце (Core)  - модели, которые дизайнер посвящал дорогим его сердцу личностям – от Александра Македонского до Рианны.

Дальше – секция «Материалы», где снова убеждаешься в безграничной фантазии Бланика: оттоманский шелк, кашемир, атлас, тафта – чем только не украшает, что только не использует художник, создавая свои туфельки. Просто поэт! Кстати, как говаривала Ахматова, поэт пользуется теми же словами, которыми люди друг друга зовут чай пить. Так вот, у туфель Бланика вроде все, как у просто туфель, хороших, изящных даже – каблук, колодка. Но  неуловимое изящество, неожиданное сочетание фактуры, безукоризненно подобранные цвета – и обувь становится искусством.

В разделе «Природа» - коллекция туфель, создавая которую дизайнер черпал вдохновение  в причудливых изгибах растений и ящериц, яркости цветов и коралловых рифов, изяществе лошадей и пантер. А вот «Географические влияния». Ну вот как, скажите, создать туфельки, в которых воспоминания и впечатления о разных странах – от Японии до России? Для Бланика – это лишь вопрос воплощения фантазий. Кстати, Россию дизайнер любит, знает культуру и литературу: школьником прочел на испанском Пушкина «Капитанскую дочку», книга понравилась невероятно, может долго говорить о «Русских сезонах», Анне Павловой, Тамаре Карсавиной. Но русский  идеал для Бланика – императрица Екатерина Великая, которую он считает «Больше русской, чем немкой».

Слово «бренд» - а именно этим словом называют его имя и фамилию – не любит, говорит, что «это звучит не позитивно». Дело не в бренде и не в моде, а в том, что вот в 2003 году в Лондоне в разгар войны в Персидском заливе пришли же на его выставку 280 тысяч человек. И если в разгар войны людям надо было увидеть эти изящные туфельки – это о чем-то говорит.

«Я люблю видеть эти туфли на женской ножке, - говорит обувной маэстро. – Когда появляется  очередная пара (туфелек. – Прим. ред.) и оказывается у владелицы, то я два-три дня просто совершенно счастлив».

Для Бланика его выставка в Эрмитаже, который он назвал Храмом Искусства, – это просто исполнение мечты наяву.

share
print