Истории

Спасательный круг для детей

Как ребенку, ставшему жертвой насилия или постоянно испытывающему насилие в любых формах со стороны взрослых или старших детей, попросить о помощи? Далеко не всегда рядом оказываются люди, которым можно довериться.

В Петербурге по инициативе  Межрегиональной общественной организации «Врачи детям» создан специальный проект.

Проект «Помощь рядом. РФ» создавался именно как сайт помощи детям, пострадавшим от разных видов насилия, но теперь сюда обращаются дети и подростки с любыми вопросами и просьбами о помощи. Как отмечает психолог Ольга Лотош,  руководитель проекта помощи детям, пострадавшим от насилия, многие дети страдают от психологического насилия в собственных семьях, иногда весьма изощренного: близкие люди, наказывая детей, лишают их буквально всего, унижают, доводят до серьезных срывов. То есть дети и подростки вместо того, чтобы получить помощь от близких, становятся их жертвами и не знают, к кому броситься за поддержкой.

«Помощь рядом. РФ» устроена так, что психологи-консультанты работают в 28 регионах, в разных часовых поясах, чтобы дети и подростки могли получить помощь круглосуточно. Задача психологов – не только выслушать, но, если ребенок нуждается в поддержке других специалистов, связать его с ними по месту жительства.

К сожалению, как говорят психологи, об этом проекте практически не знают дети в сиротских учреждениях, и получается, что дети, которые могли бы попросить о помощи, рассказать о проблемах закрытой системы, пожаловаться, экстренно обратиться, такой возможности лишены. На стационарных компьютерах детских домов стоят фильтры, зайти в Сеть воспитанник может только при педагоге, а выход в Сеть с гаджетов должен быть оплачен, далеко не у всех детей есть такая возможность, да и не знают они о проекте «Помощь рядом. РФ.» – психологов  не из системы в детские дома не пускают, а внутри системы детям об этом не рассказывают.

«Детские дома - это закрытые учреждения, а в любой закрытой группе включаются процессы саморегуляции, происходит то, что мы называем «дедовщиной», насилие, - говорит Ольга Лотош, руководитель направления помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения.  – Старшие могут оказывать давление на младших, проявляя свою силу, а те люди, кто призваны обеспечивать порядок, далеко не всегда противостоят этому. И когда дети из таких закрытых систем, пережившие насилие,  выходят в жизнь, то  это глубоко и серьезно травмированные люди. Но они как не умели и не знали в детстве, куда обратиться за помощью, так и не понимают, что эта помощь им нужна и сейчас, когда они выросли».

Психолог отмечает, что у таких людей нередко развиваются различные девиации – употребление алкоголя, наркотиков, беспорядочные сексуальные отношения, агрессия. «Если человек получил травму, но не получил помощи,  то травма в любом случае даст о себе знать, - отмечает специалист. – Если ребенок подвергался физическому насилию, то не исключено, что став взрослым, он сам будет склонен к физической агрессии, насилию по отношению к другим, склонен стимулировать эту ситуацию. Если ребенок стал жертвой сексуального насилия, то в будущем, не получив помощи, он может пойти в проституцию, он считает, что так вполне нормально, можно жить, не осознавая, что это – следствие травмы».

Дети, пережившие насилие, нередко шокируют взрослых «сильно сексуальным» поведением. Но это – своеобразный крик о помощи, сигнал, чтобы обратили внимание. Часто эти травмы проявляются через какое-то время.

Любая закрытая система порождает кошмары, а закрытая система детских домов к тому же на дает детям источников внешней поддержки.

По данным СК РФ, с января по март 2015 года расследовано более четырех тысяч преступлений против несовершеннолетних (88 убийств, 344 изнасилования, 1 101 факт насильственных действий сексуального характера), по ним были признаны потерпевшими 4 185 детей. Большинство – это сексуальное насилие.

share
print