Истории

Новые риэлторы: почем «бесплатный сыр»?

С тех пор, как отменили обязательное лицензирование риэлтерской деятельности, в Петербурге появилось множество новых агентств, которые не назовешь иначе как «шарашкиными конторами».

Традиционный способ снять или купить квартиру никогда не вызывал особого восторга. Приходится платить агентству 100 % от месячной суммы оплаты жилплощади: чтобы снять квартиру за 20 тысяч рублей, придется расстаться с 40 тысячами.

Зато в дальнейшем можно жить припеваючи, с официально оформленным договором и твердой уверенностью, что завтра не заявится некий дядя Ваня, который, между прочим, в этой квартире прописан. Риэлторское агентство берет на себя заботу о проверке жилья и подготовке документов.

Но с тех пор, как было отменено обязательное лицензирование риэлторской деятельности, появились новые агентства, которые, казалось бы, выгодно отличаются от прежних, потому как денег себе они не берут. Ни копеечки. Этакие добрые самаритяне, риэлторы-благотворители.

Агенты (правильнее будет называть их операторами: они сидят на телефоне и собирают заявки от потенциальных клиентов, клюнувших на уличное объявление), просто дают координаты сдаваемых либо продаваемых жилплощадей.

Но посмотрим правде в лицо, бесплатным бывает только сыр сами знаете где. И главный секрет подобных агентств — договор с клиентом, по которому последний обязуется оплатить конторе 2500-2700 рублей (сумма может варьироваться). А если ни один из предложенных вариантов вам не понравится, деньги не возвращаются.

Формально всё справедливо, на деле же - издевательство, поскольку ни о какой плате за информацию при телефонном общении агенты не упоминают. Наоборот, они честными-пречестными голосами заявляют, что не берут никаких процентов и никаких денег за услуги.

Вот что рассказывает Катя Н. (девушка просила не указывать ее фамилию) о походе в такую шарашкину контору:

«Меня заинтересовало объявление, висящее на улице, — квартиру сдают на Московском проспекте за 9000 — очень соблазнительная цена для центра города. Позвонила по указанному номеру, мне назначили встречу в офисе.

Легкое беспокойство у меня вызвало местонахождение агентства: в каком-то полуподвальчике, никаких вывесок, только простой лист А4 с названием агентства прилеплен скотчем к стене.

Потом тревоги рассеялись, когда девушка-агент расписала все прелести жизни в симпатичной квартирке в двух шагах от Сенной всего за каких-то 9 тысяч «деревянных».

Я спросила, когда можно будет посмотреть квартиру. Тут-то и выяснилось, что адрес я получу, когда мы оформим договор с агентством. Я вчиталась в договор: по нему я должна была отдать фирме определенную сумму просто за то, что мне дадут адрес сдаваемой квартиры.

Когда я заявила, что меня не устраивают условия, девушка, внезапно озлобившись, заявила: «Тогда ждите, пока я выпишу вам пропуск — иначе охранник вас не выпустит. И еще вы должны оплатить 200 рублей за консультацию».

«Какую консультацию?» — не поняла я.

«Ну как же, я ведь вас сейчас проконсультировала по вопросу работы нашей фирмы».

Я решительно развернулась и направилась к выходу.

«Даже не надейтесь, охранник вас не выпустит!» - крикнула девушка мне в спину.

«Тогда я вызову милицию!» - парировала я и ушла. Почему-то охранник не стал меня останавливать.

Поразмыслив, я решила, что агентство в конечном счете помогло бы мне с квартирой, но платить мне пришлось бы за каждое словцо риэлтора, за каждую оформленную бумажку. Сумма, думаю, получилась бы внушительная — с тем же успехом можно обратиться в солидную контору агентов по недвижимости. Теперь я на уличные объявления о сдаче недвижимости больше не смотрю. Прохожу мимо с закрытыми глазами»

Конечно, может быть и так, что Катя Н. упустила свое счастье — уютную квартирку в центре города. В конце концов, по той же системе «новых» риэлторов работают и кадровые агентства, причем, работают давно и удачно, а если соискателя не устраивают предлагаемые варианты, это уже его, соискателя, проблемы.

Смущает только ореол таинственности вокруг таких агентств недвижимости: агенты-операторы молчат о тарифах на предлагаемые услуги до самого момента заключения договора.

О добросовестности этих учреждений мог бы, пожалуй, рассказать опытный риэлтор старой закалки. Хотелось бы верить, что он-то не возьмет денег за консультацию, не предупредив об этом заранее.

share
print