Истории

Вислый кодекс

Библиотекарям придумали правила - как себя вести в соцсетях. Если будут себя плохо вести, их обещают наказывать в дисциплинарном порядке. Некоторые постулаты, прописанные в правилах, похожи на желание директора Публички Александра Вислого заткнуть рот несогласным. Так как автор «правил» - заместитель Вислого.

Любой вменяемый человек, знакомый с элементарными этическими нормами, не будет на своей страничке  в соцсетях поносить ближних и дальних, разжигать межнациональную, межконфессиональную и прочие розни, унижать других, обзываться, материться, оскорблять людей. К тому же сами соцсети устроены так, что на пользователей можно пожаловаться, если их поведение «выходит за рамки».

Аккаунт в соцсети – дело личное, но «правила общежития» все же надо соблюдать, не быть «трамвайным хамом» или коммунальной склочницей. Но вот отношение работодателя к тому, как ведет себя в соцсетях работник – вопрос до сих пор дискуссионный. В ряде российских компаний существуют внутренние правила. С разной степенью свободы они регламентируют поведение своих сотрудников в соцсетях. В подавляющем большинстве случаев не приветствуется «выносить сор из избы», высказываясь негативно о компании, клиентах, руководстве, распространять конфиденциальные документы и т. д.

Трудовым кодексом РФ поведение работников в соцсетях не регулируется никак, пока не додумались. Но  российских чиновников  уже обязали информировать работодателя об аккаунтах в социальных сетях, блогах и форумах. Основанием для обязательного  ежегодного отчета об участии госслужащих в соцсетях и блогах стала вступившая в силу 1 июля 2016 года статья 20.2 закона «О государственной гражданской службе» (79-ФЗ). Она обязывает чиновников сообщать, в каких социальных сетях и форумах они участвуют и под какими именами.

Российская библиотечная ассоциация оказалась впереди всех работников культурной сферы – она первая  разработала Правила поведения работников библиотеки в социальных сетях. Проект правил уже рассмотрен и одобрен 27 апреля  Постоянным комитетом  рабочей группы «Библиотеки и социальные медиа» этой самой Российской библиотечной ассоциации. Этот проект подозрительно напоминает «Регламент поведения в соцсетях», размещенный на сайте «Сообщество HR- менеджеров» только слово «компания» заменено словом «библиотека».

Вот что настоятельно рекомендуется, а также не рекомендуется библиотекарям: «воздержаться в публикациях в социальных сетях, блогах и форумах от резких заявлений любой окраски по вопросам: политики, национальности, сексуальной ориентации, религии. А также от публикаций порнографического, агрессивного, оскорбительного характера. Такие публикации могут быть истолкованы журналистами как высказывания и поступки сотрудника библиотеки».

С чего это вдруг журналисты столь внимательны к библиотекарям? И почему вдруг этих людей – как правило, с высшим гуманитарным образованием – надо предупреждать воздерживаться от публикаций агрессивного и порнографического характера? Они сами в силу своего интеллекта, образования, социального статуса это понять не способны? Что касается «резких заявлений» по вопросам политики – то кто, простите, определит степень «резкости» и что руководству вдруг покажется нелояльным в  «вопросах политики»? А если сотрудник библиотеки – либерал, к  примеру, и в свободное от работы время ходит на оппозиционные митинги?  

И еще: «Сотрудник библиотеки имеет полное право обсуждать с друзьями и близкими свою работу, однако необходимо воздержаться от негативных замечаний в адрес библиотеки или её читателей в публичном поле. Замечания и предложения по улучшению работы библиотеки должны направляться исключительно в рамках служебной переписки внутри библиотеки в соответствующие службы. Не рекомендуется размещать какую-либо информацию или изображения, компрометирующие библиотеку или порочащие её».

То есть если любой работник Публички выскажет сомнения в целесообразности слияния РНБ и РГБ или пробивания дырки в стене федерального памятника – старого здания Публичной библиотеки – то ему что-то за это будет? «Руководство библиотеки имеет право контролировать деятельность персонала в социальных сетях. Несоблюдение правил поведения персонала библиотеки является основанием для дисциплинарного взыскания», - такое резюме выдает  одобренный проект Правил поведения сотрудников библиотеки в социальных сетях.

В итоге «за соцсети» можно будет уволить? Потому что в ТК РФ в статье 192 «О дисциплинарных взысканиях» приводятся три вида  таковых: «замечание», «выговор» и «увольнение по соответствующим основаниям». Но вот в той же статье говорится: «Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине». 

А в комментариях к статье разъясняется: «Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей. Не может, например, считаться дисциплинарным проступком отказ работника выполнить общественное поручение или нарушение им правил поведения в общественных местах».

Соцсети – это дело личное и «притянуть» к ним ТК РФ вряд ли удастся. То есть эти «Правила…» - не что иное, как способ давления на робких интеллигентных людей, в подавляющем большинстве - женщин которые, в большинстве своем, увы, и так всего боятся, а пуще всего – потерять работу.

А те, кто не боятся и решаются возвысить голос – пусть не в соцсетях, а в общении с журналистами -  получают ярлык «прогульщиц», например.

И да, еще – президентом Российской библиотечной ассоциации, под эгидой которой разработан и одобрен проект «Правил поведения сотрудников библиотек в соцсетях» является Владимир Фирсов, заместитель генерального директора РНБ Александра Вислого. Он второго мая приглашен в качестве свидетеля в Смольнинский районный суд, где должно состояться уже третье заседание по делу Татьяны Шумиловой, уволенной с должности главного библиографа Информационно-библиографического отдела РНБ - «за прогул».

share
print