Новости

Новый закон о торговле: производители попали в «сети»

Поставщики продуктов ждут, что новый закон о торговле избавит их от «оброка» гипермаркетам.

«В 90-е годы, когда каждый магазин был «сам за себя», рынок худо-бедно сам себя регулировал. Но сегодня, когда, в Петербурге 80 % продуктов продаются через торговые сети, нужны четкие правила, определяющие отношения между производителем и продавцом, - считает президент союза предприятий пищевой промышленности Санкт-Петербурга Григорий Забровский.

Нынешней осенью российский парламент должен принять закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Представители союза предприятий пищевой промышленности, выступившие на пресс-конференции в ИА «Росбалт», называют этот документ «долгожданным».

Будущий закон, в частности, запрещает владельцам торговых сетей устанавливать всевозможные поборы для производителей, а также сокращает сроки расчетов за поставленную продукцию.

«Сегодня они достигают 90 дней, а по законопроекту все расчеты должны быть сделаны не позднее, чем в 30-дневный срок, - комментирует исполнительный директор союза Игорь Подлипенцев. – Теперь о поборах. Формально сети устанавливают низкую торговую наценку. Но если почитать договора, то станет ясно, что производитель обязан заплатить за вход на прилавок, за объемы реализации, за услуги сотрудников, занятых расстановкой товара».

Накрутки, которые производитель вынужден закладывать в себестоимость, достигают 80 % от отпускной цены, и, естественно, приводят к росту цен в несетевых магазинах.

Получается замкнутый круг. Покупатели ищут товары подешевле и идут в сети, которые год от года растут на рынке и все более активно давят на производителя, вынуждая его увеличивать отпускные цены.

«Ассортимент товаров все больше зависит от менеджеров торговых сетей, - утверждает коммерческий директор Пискаревского молочного завода Георгий Житмарев. – Это раньше решение было за покупателем, который сам определял приемлемое для себя соотношение цены и качества и своим кошельком голосовал за того или иного производителя. Сегодня выбирает менеджер, который про качество, конечно, тоже думает – но больше всего его интересует размер маржи».

По словам Житмарева, производители практически не чувствуют конкуренции между сетями. «Их условия настолько похожи, что для нас это – будто один и тот же монополист. Да и менеджеры, как правило, знакомы между собой, и зачастую они прессуют производителя вместе», - поясняет он.

Производители надеются, что новый законопроект позволит восстановить конкуренцию в сфере торговли. Впрочем, согласно проекту, значительная часть полномочий в этой сфере будет передана властям субъектов федерации, и будущее рынка во многом зависит от того, захотят они разрушать сложившуюся монополию или нет.

share
print