Истории

Сегодня в Петербурге – мировая премьера оперы «Царица»

Сегодня в Александринском театре пройдёт мировая премьера оперы Давида Тухманова «Царица». Вчера же её представили на суд журналистов.

В последние годы музыканты и композиторы, сочинявшие поп-музыку в 70-80 годах прошлого века, поголовно взялись за сочинение классических опер на вечные темы.

Последними на западе свои творения представили Кен Хенсли и Роджер Уотерс. Давид Тухманов, видимо, поддался мировой тенденции и написал оперу в трёх актах, на два с половиной часа. Только в отличие от зарубежных коллег, его постановка получилась эдакой оперой для широких масс.

Говорить о «Царице» Тухманова хочется, не упоминая его имя, поскольку музыка к опере написана по всем канонам классической музыки, без каких-то новаторских идей и вычурных находок.

А вот либретто и сама постановка порой вызывают желание добавить к слову «опера» приставку «поп». Возможно потому, что за неё взялся режиссёр Дмитрий Бертман, чаще ставивший добротные, но далёкие от классики мюзиклы. Возможно потому, что авторы либретто - поэт Юрий Ряшенцев и его постоянный соавтор Галина Полиди - зарекомендовали себя в жанре оперетты, и к опере имеют отношение касательное.

Интриги, пляски, интриги

Все действия оперы проходят на фоне великолепных декораций, изображающих то фасад, то внутренние убранства Эрмитажа. В постановке участвуют более ста актёров, которые посменно изображают то народную толпу, то становятся участниками трёх тематических балов.

Сюжет «Царицы» оказывается немного скомкан, поэтому от загульной жизни Екатерины неожиданно и часто переходит к восхвалению её величия. От дворцовых интриг с графом Орловым нас перебрасывают в народные волнения Пугачёва, солдатские пляски, потом снова интриги, но уже с Шереметевым и Зубовым.

Заканчивается сюжет отказом шведского короля Густава жениться на внучке императрицы Александрине. Екатерина не разрешает внучке принять лютеранство, и это, по мнению авторов, должно показать, что императрица готова поступиться счастьем близких, лишь бы не уронить престиж государства.

После чего под торжественную музыку и хоровое пение царица медленно взбирается на памятник, что стоит прямо напротив Александринского театра. Занавес.

Три возрастных категории

Екатерина в течение оперы предстаёт перед зрителем в трёх «возрастных категориях» - молодой княгиней (Мария Максакова), зрелой императрицей (Елена Ионова) и уже пожилой бабушкой (Ксения Вязникова), играющей с внуками. В момент уговаривания шведского короля, на сцену выходят сразу три Екатерины.
Массовые сцены, где меж обычным людом и солдатами гуляют слухи о «делишках» Екатерины и восстании Пугачёва, по постановке походят на мюзиклы с каким-то советским напылением грандиозности. Актёры катаются на железных конструкциях, поют, взбираясь на движущиеся декорации, а массовка танцует подобно балету «Тодес». Екатерина с Потемкиным имитируют на сцене финальные стадии любовных игрищ, а в либретто встречаются фразы, вроде «Как достала эта грёбаная люстра».

После всего этого назвать оперу классической язык не поворачивается. Это идеальный вариант для того, чтобы «въехать в фишку», как сейчас говорят, но не более. На такую оперу можно водить молодежь, чтобы от обилия смен костюмов и постоянных движений на сцене новичок не клевал носом себе в коленки.

Чтобы потом мог перейти к классическим и более сложным формам жанра. Судьба «Царицы» же боле чем ясна - выпуск DVD с кучей бонусов и интервью с авторами, вроде «фильм о фильме».

Без Лещенко и Баскова

Только вспоминается почему-то как полгода назад, после оглашения вести о написании классической оперы, Тухманов часто упоминал в интервью, что специально не хочет задействовать в постановке эстрадных звёзд, дабы не наводить заранее напраслину о попсовости. Именно поэтому мимо «Царицы» прошли Николай Басков и автор самой идеи оперы Лев Лещенко. Однако эффект вышел равнозначный, что с ними, что без них. Теперь только стоит ожидать, когда широкому зрителю станет известно ещё несколько имён оперных артистов, которые позже станут героями таблоидов.

share
print