Новости

Как говорить с детьми о блокаде Ленинграда

Музей обороны и блокады Ленинграда совместно с Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования приглашают на презентацию сборника статей «Как говорить с детьми о блокаде и обороне Ленинграда».

Еще в 2015-м кафедра культурологического образования АППО провела масштабное анкетирование школьников 2-11 классов, чтобы выявить уровень знаний о блокаде и отношение к блокадной теме у современных детей. Оказалось, что по мере взросления у детей пропадает едва наметившийся в средней школе личностный интерес к блокаде, попытка увидеть эти события через призму личной семейной истории, хотя школьники довольно много знают о городских объектах, где сохраняется память о блокаде. В сборнике исследователи подробно анализируют результаты опроса и приходят к неутешительному выводу: к моменту окончания школы блокада Ленинграда исчезает из пространства активного познавательного интереса петербургских школьников.

В сборнике также рассматриваются основные проблемы освоения блокадных тем детьми и подростками, живущими в информационном обществе: это и проверка истинности источников, и «отчуждение» блокадного знания – чем старше дети, тем более скучными и официальными кажутся им эти темы.

В книге обобщается опыт работы школ и музеев Петербурга по блокадным темам, экскурсий, конкурсов, выставок, приводится и библиография детских книг, а также фильмография. Важно, что составители сборника обратились к опыту коллег – организаторов исторического конкурса для старшеклассников «Человек в истории. XX век» общества «Мемориал», методикам образовательного отдела музея «Дом Анны Франк» в Амстердаме при изучении темы Холокоста, в частности, использования комикса или «графического романа», чтобы рассказать детям о самых трудных темах, а также о приемах и методах музейно-педагогической работы с детьми и молодежью в Мемориале Жаниса Липке в Риге, этот музей посвящен латышскому рабочему, который вместе с семьей укрывал от нацистов евреев, советских военнопленных и латышей, дезертировавших из легиона СС.

Очень важный вопрос задают авторы сборника «Говорим о блокаде» и дают на него свои ответы: зачем вообще сейчас говорить с детьми о блокаде – крупнейшей после Холокоста гуманитарной катастрофе XX века.  Они напоминают, что блокада – катастрофа  спланированная и что огромное количество погибших мирных жителей города объясняется не только голодом и бомбежками, организованными немецкой армией, но и безответственностью советских чиновников тыла и фронта и эгоистическим равнодушием многих рядовых граждан.

Авторы пишут о том, с какого возраста и как говорить детям о блокаде, помня о психологической безопасности ребенка, формулируя основные принципы  разговора  с детьми об этом страшном времени и утверждая, что передача знания о блокаде необходима для воспитания личной ответственности растущего человека за самого себя и его способности противостоять убийственной реальности, пытаясь оставаться человеком в нечеловеческих условиях.

share
print