Истории

Тужурка капитана Журавина

Научные работы петербургских старшеклассников собрали под тремя обложками — три тома издания межмузейного проекта «Музей открывает фонды» увидели свет благодаря издательско-полиграфической ассоциации университетов России и будут представлены сегодня в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

С 2014 года музей вместе с Дворцом творчества юных и кафедрой культурологического образования Академии постдипломного образования начал работу со старшеклассниками — школьники получили возможность изучать фонды музея под руководством научных сотрудников и писать свои собственные исследования. Позже к проекту подключились школьные музеи Петербурга и Москвы, в фондах которых хранится немало интересного и неисследованного.

Наступил этап, когда в проект вошли и федеральные, городские и муниципальные музеи Петербурга — от Русского музея, Всероссийского музея А. С. Пушкина на Мойке, 12 до музея Юрия Инге в Стрельнинской библиотеке и Музея истории подводных сил России имени А. Маринеско.

За три года в проекте поучаствовали более ста школьников.

- Если на первой конференции участники представляли свои текстовые исследовательские работы, то потом были созданы и авторские экскурсии, образовательные и мультимедийные проекты, — отмечает методист сектора исторического краеведения Дворца творчества юных Владимир Аксельрод.

Каждая работа стала небольшим открытием или вдумчивым исследованием. Анастасии Ивановой из школы № 603 Фрунзенского района в процессе работы в фондах Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме над историей книги «Корейская классическая поэзия» в переводе Ахматовой удалось уточнить перевод имеющейся на хранении в фондах книге вертикальной иероглифической надписи и указать имя ее автора, представить историческую сюжетную канву творческой работы Анны Ахматовой над корейскими переводами. Студентка Педагогического колледжа № 8 Ольга Пермикина, работая в экспозиции музея-квартиры Льва Гумилева, рассмотрела историю создания названия папирос «Беломорканал» в сравнении с трагичным лагерным путем Льва Гумилева.

Участие в проекте потребовало от школьников не только качеств вдумчивых и внимательных исследователей, но и гражданских поступков, понимания того, как написал семиклассник школы № 185 Василий Андреев, «для осмысления любого исторического события важна правда, без знания правды нельзя сделать правильных оценок произошедшего, а без понимания произошедшего впереди нас ничего хорошего не ждет». Василий Андреев написал работу «Тужурка Александра Журавина: Путь к выставке (Памяти подводной лодки К -129)».

- Работа Василия Андреева имеет особенную нравственную ценность, ибо он сумел воскресить память о трагическом событии из истории отечественного подводного флота — о затонувшей в Тихом океане 8 марта 1968 года субмарине К-129 и гибели 98 человек, — написала о работе школьника старший научный сотрудник научно-просветительского отдела Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме Татьяна Позднякова. — Это событие было предано забвению.

Василий сумел не только уточнить атрибуцию переданной в Музей истории подводных сил России им. А. Маринеско вдовой моряка тужурки капитана II ранга Александра Журавина, погибшего на этой субмарине, но и инициировал создание в музее тематической выставки, приуроченной к 50-й годовщине трагедии и состоявшейся в марте минувшего года. Также по инициативе школьника в Ночь музеев 21 мая 2016 года в составе выставочного проекта «Забвению вопреки» тужурку капитана Журавина впервые представили в основной экспозиции музея.

Каждый текст трех томов издания «Музей открывает фонды» читать захватывающе интересно — как историческую новеллу. К каждому тексту школьного исследования прилагается библиография. Это издание заинтересует широкий круг исследователей и специалистов в области музейной педагогики, истории и развития музейного дела.

share
print