Истории

Подростков, совершивших преступления, учат быть людьми в спецПТУ

Срок пребывания в училище от четырех месяцев до четырех лет. За это время ребята получают образование и профессию. О том, что совершили подростки, перед тем как попасть сюда, их воспитатели стараются не думать

Обычные люди обходят это место стороной. Потому что боятся. На окнах – решетки, вокруг забор, проходная с охранником. Но это не тюрьма и не колония. Название у заведения мирное – спецПТУ. А учатся в нем далеко не такие мирные, как хотелось бы, подростки.

Мальчишек со всей страны, совершивших преступление, сюда направляет суд. Максимум на четыре года, минимум на три-четыре месяца. За это время они получают образование и даже профессию: автослесарь, слесарь, маляр, плотник. О том, что они совершили, перед тем как сюда попасть, местные воспитатели стараются не думать. Старший воспитатель Владимир Фомичев говорит, что с 15-летним пацаном легче общаться, когда не знаешь – он убил бабушку, оттого что «она надоела». И скорее всего, он прав.

Сейчас в спецПТУ живут, учатся и работают 100 подростков от 13 до 18 лет. В России таких специализированных училищ для юношей всего 14. На этой неделе у училища был день рождения – 20 лет.

Владимир Фомичев – художник, в спецПТУ работает уже двенадцатый год. Детей в своем отряде пытается наряду с автослесарными работами научить рисовать. Не все разделяют его любовь к прекрасному. Но Владимир гордится уже тем, что двое его воспитанников решили продолжить обучение в высших учебных заведениях.
Женя Хохлов, юнец с недетским взглядом, здесь уже два года. Приехал из Владимирской области, где попался на кражах. Он часто сидит в комнате отдыха и выводит корявым почерком на листе бумаги: «Здравствуй, мама». За два года здесь Женя окончил школу и получил профессию маляра. «Мечтаю дом купить в своей деревне, – рассказывает Женя. – Буду работать, а там как сложится».

Илью Михайлова воспитатель-художник ласково называет Илюша. Илюша попал в спецПТУ за мошенничество. Илья сирота, его воспитывает тетя. Он часто звонит ей, особенно сейчас, когда до «освобождения» осталось чуть больше недели. У него уже есть планы: сдать на права и открыть свое дело. Не всем удается исправиться. Был в спецПТУ страшный случай, о котором никак не могут забыть ни воспитатели, ни воспитанники. «Четверо парней изнасиловали своего же. Прямо здесь. Им по два года дали. Год отсидели и попали под амнистию… Но больше у нас здесь такого ничего не случалось», – говорит Владимир Фомичев.

Воспитатель признается, что за такими подростками обычного присмотра недостаточно. Чтобы предугадать поступки, надо улавливать малейшие изменения настроений. Осуждать детей бесполезно – они тоже натерпелись от общества и от своих родителей. Все, что может сделать воспитатель, это понять их. «Самое больное для этих ребят – несправедливость. Они с ней встречались очень часто. Поэтому я всегда стараюсь четко разобраться и понять, кто прав, кто виноват: поощрить или наказать», – говорит Владимир Васильевич.

У него свой способ воспитания – труд, который «лечит» их от дурных мыслей. Целый год отряд Владимира Васильевича работал дворниками. На 12 тысяч, который заработали, теперь обустраивают в бытовке зимний сад. Вечером, когда учеба и работа у ребят заканчивается, учит их в кружке изобразительного искусства рисовать. «У меня за последние годы две гордости есть: один парень учится сейчас в архитектурном техникуме в Петербурге, а второй – в художественном училище в Екатеринбурге. Знаете, вот если я из 100 этих детей еще хотя бы 10 толковых воспитаю, значит, жизнь прожил не зря».

share
print