Истории

В бой идут одни астрономы

Вотум недоверия объявил коллектив Пулковской обсерватории директору Назару Ихсанову за то, что он в обход мнения ученых согласует застройку охранной зоны обсерватории. Директора на собрание коллектива звали, но Ихсанов не пришел. Астрономы решительно настроены бороться до победы.

Накипело

Компания Setl City начала реализацию проекта «Планетоград» — комплекса малоэтажной застройки в трехкилометровой защитной зоне обсерватории — в декабре 2016 года. Это совместный проект компании и израильской Morgal Investments Ltd. Соглашение о строительстве подписали на ПМЭФ-2014.

В январе 2017 года ученые, градозащитники и депутаты митинговали на Марсовом поле в защиту обсерватории. Отдельные активисты пикетировали Смольный.

Чрезвычайное заседание профкома обсерватории состоялось 20 февраля по просьбе сектора позиционной астрономии. На заседании сектора 15 февраля было сказано, что в случае реализации проекта, светозагрязнение от «Планетограда» сразу превысит светозагрязнение от всего Пушкинского района в 1,2 раза.

В пресс-службе Setl City корреспонденту MR7.ru заявили, что подобное невозможно.

— Во-первых, наш проект рассчитан на 48 тыс. жителей, что в два раза меньше, чем население города Пушкин (и уж тем более, чем население всего Пушкинского района). Во-вторых, в ходе согласования данного проекта с обсерваторией в проектной документации был предусмотрен целый ряд мероприятий для нивелирования световой засветки. В частности, уличное освещение выполнено с использованием светильников, рекомендованных представителями ГАО РАН, с направленностью света вниз, в фасадах и кровлях используются материалы со сниженным и нулевым уровнем светоотражения. Таким образом, разработчиками проекта был достигнут уровень освещенности, не превышающий уровень, рекомендованный представителями Пулковской обсерватории, — сообщила пресс-секретарь Setl City Инга Ярош.

Между тем ученые-атрономы, работающие в секторе позиционной астрономии, единогласно признали сложившееся положение дел катастрофическим, а действия Ихсанова – нарушающими коллективный договор Главной астрономической обсерватории Российской академии наук (ГАО РАН). Ученые решили обратиться в профком и поставить на голосование вопрос о вотуме недоверия директору.

Право обсерватории на согласование застройки в защитной зоне петербургский парламент дал руководству ГАО РАН в мае 2016 года.

Уже 24 октября 2016 года Ихсанов согласовал застройку кампанией Setl City.

Однако поправки в Устав ГАО РАН о согласовании застройки внесли только 26 декабря 2016 года. В тот же день Ихсанов письменно ответил на обращение коллектива. Он признал, что «Планетограду» нужна дополнительная экспертиза, хотя до этого как-то согласовал застройку.

Потом, несмотря на свои признания, в январе 2017 Ихсанов согласовал под застройку еще три участка на севере за обсерваторией. Группа по астроклимату, дающая оценку загрязненности неба для наблюдения, не рассматривала проектную документацию по этим участкам, уверяет завлабораторией астрометрии Елена Рощина. То есть согласование было выдано без какой-либо научной экспертизы.

Обсерватория, которая не наблюдает

В собрании профкома 20 февраля участвовали 162 из 323 сотрудников обсерватории. Дистанционно к собранию подключился и филиал ГАО РАН, Кисловодская горная астрономическая станция (примерно 20-25 человек). Ученые явно обеспокоены положением дел с застройкой. 

— «Планетоград» разместится в 800 метрах от рефрактора (по данным Setl City, в 830 метрах. — Прим. ред.), 400 метрах от телескопа «Сатурн», 200 метрах от границ обсерватории, — рассказала в своем выступлении Елена Рощина.

Одна из функций обсерватории — наблюдение. Это дословный перевод латинского слова. Однако 6 февраля секретарь ученого совета Татьяна Борисевич говорила в интервью журналистам, что наблюдение — не цель работы обсерватории. Ихсанов утверждал то же самое в другом интервью 2017 года.

Рощина сказала, что 8 января при свидетелях Ихсанов заявил ей, что он начал необходимые действия для того, чтобы снять с обсерватории статус особо ценного объекта культурного наследия России.

По мнению Рощиной, это лишит обсерваторию экономии примерно в 40 миллионов рублей с налога на землю, закроются наблюдательные темы «Космографии» и «Гномон», которые финансируются из бюджета. Это примерно 20-25 млн рублей. Уволят сотрудников астрометрических отделов и хозсектора. Все это приведет к ликвидации обсерватории.

Рощина опасается, что в планах нового начальства банкротство обсерватории и раздача под застройку лакомых территорий и зданий. Такого не было ни в бедные 90-е, ни в спокойные 2000-е. Теперь, видимо, самое время в угоду жадным до денег застройщикам пожертвовать наукой. 

Вершина безобразия

Сам «виновник торжества» Ихсанов посетить собрание не смог. Вместо своих представителей он прислал в 11:45 письмо пресс-секретарю обсерватории Сергею Смирнову. Директор сожалел, что не приехал, извинялся, так как у него была встреча с партнерами обсерватории. Собравшиеся отметили, что 17 февраля Ихсанов обещал, что придет на собрание.

В своем послании директор предложил на основании статьи 401 ТК РФ («Примирительные процедуры») образовать примирительную комиссию и воздержаться от протестных акций, пока комиссия не закончит работу.

Сергей Смирнов отметил, что такая комиссия уже действует в обсерватории, и вообще, назвал преступным то, что происходит в ГАО РАН с приходом Ихсанова.

Собрание посетил и председатель профкома петербургского филиала Института земного магнетизма РАН Лев Амосов.

— Это вершина безобразия. Надо запретить директору подписывать такие документы (согласования. — Прим. ред.) в обход ученого совета. Ихсанов примирительной комиссией хочет затянуть процесс, — заявил Амосов.

Астроном Ольга Василькова, выступая перед собравшимися, сказала, что Ихсанов не уважает трудовой коллектив.

— Он удивлялся, что Горная станция еще жива. Заявлял, что обсерватория занимается только теоретической работой. «С этим историческим идолом давно пора заканчивать, решили в Москве», — так он сказал, — процитировала директора обсерватории Василькова.

Это созвучно с высказываниями директора Публички Александра Вислого, сомневающегося в том, что найдется нужное количество историков, для заполняемости читальных залов библиотеки. 

Опровергая слова Ихсанова о том, что обсерватория занимается только теоретической работой, завлабораторией астрометрии Елена Рощина привела свежие данные достижений ГАО РАН.

— Обсерватория заняла второе место в международной кампании по наблюдениям за галлиевыми спутниками Юпитера с 2014 по 2015 год. Рефрактор обсерватории вышел на первое место по наблюдению за двойными звездами, — сообщила Рощина.

Собрание постановило дать негативную оценку происходящему, признать ситуацию угрожающей, действия Ихсанова расценивать как идущие вразрез с интересами науки и объявить вотум недоверия директору.

Мнение дирекция узнать не удалось: по номеру пресс-службы обсерватории никто не взял трубку.

share
print