Истории

ЗаСаДа - ГЧП по-русски

В конце 2016 года закончилось строительство одного из петербургских долгостроев – ЗСД. Прошло несколько недель, и вот 4 февраля тарифы на проезд по трассе повысились, после чего трафик тут же снизился на 10%. Корреспондент MR7.ru Андрей Рысев посчитал, сколько кровных мы платим за проезд по диаметру?

Сколько нам стоила стройка?

Сначала немного предыстории.  Северный и Южный участки ЗСД были возведены за счет бюджета и обошлись в 46 и 37 млрд рублей соответственно. Центральный - из 120 млрд рублей государство дало 51 млрд.

При этом в той части, которую принято называть «инвестиционной», велика доля госбанков: Внешэкономбанк направляет 25 млрд, ВТБ и частично государственный Газпромбанк – 8,5 млрд. Лишь остальные 39,5 млрд вложили действительно частники. Вот такое получается ГЧП – смесь бюджетных денег и средств госбанков и немножко частных инвестиций.

Отсюда: во-первых, вполне уместен вопрос, который задавали "антиплатоновцы" в январе месяце, когда перекрывали ЗСД: на каком основании взимается плата за проезд по Северному и Южному участку? Во-вторых, почему эта плата за проезд постоянно растет, а деньги попадают не обратно в бюджет, а в некую компанию, где «Магистраль Северной Столицы» (МСС) выступает в роли оператора.

Кто владеет ЗСД?

А что же это за компания? По данным СПАРКа, «МСС» на 100% принадлежит кипрской компании Ysmer Ltd. Акционерный капитал последней составляет 5 тысяч евро и разделен между четырьмя компаниями.

Доля 49,9% записана на офшор Alrara Ltd, который, в свою очередь, контролируется 100%-ной «дочкой» ВТБ – российским ООО «ВТБ Инфраструктурные инвестиции». Мизерная доля 0,1% через две кипрские компании выводит на швейцарскую VTB Capital Private Equity Holding AG, которую возглавляют топ-менеджеры государственного банка. Таким образом, в сумме у «ВТБ» – ровно 50%.

Хотя между конечным бенефициаром и концессионером ЗСД зачем-то проложены несколько офшорных «прокладок». Пакет в 41,5% контролирует кипрская GPB Infrastructure Projects Ltd. Она через прокладку в виде еще одного офшора принадлежит напрямую Газпромбанку. Собственник оставшейся миноритарной доли в 8,5% – кипрская компания Blognot Ltd.

Однако за ней, на удивление, стоят не государственные российские банки, а финансист из Лимассола Роис Потамитис.

Сколько зарабатывают инвесторы?

Куда выводятся деньги несколько прояснилось, а теперь главная интрига – сколько. Получив ряд дополнительных цифр выяснилось, что сейчас въезд на ЗСД производят порядка 207-210 тысяч автомобилей в сутки (в январе – 230 - 240).

Концессионное соглашение, которое скрыто за семью печатями предполагает, что если общая сумма выручки от автомобилистов при использовании ЗСД менее 9,6 млрд рублей, то киприоты еще получат компенсацию из городской казны.

Нет предела удивлению, так как концессионеры «построили» за свои кровные всего четверть трассы (а за вычетом госбанков и вовсе 1/6. – MR7), а получают дань за весь ЗСД. Хотя изначально концессионное соглашение предполагало, что они будут строить большую часть дороги за свой счет. Такой вот ГЧП.

Итак. Попробуем подсчитать, сколько же мы платим? Из расчета 210 тысяч машин в сутки примерно 7% - большегрузные фуры. 80% из них обладают считывателем «Транспондер». Как пояснили MR7 в пресс-службе МСС, наиболее востребованы КАД (Юг) – Автомобильная, КАД (Юг) – Екатерингофка, Скандинавия – КАД. Взяв среднюю по этим направлениям стоимость проезда, получаем около миллиарда рублей.

Порядка 20% - просто грузовики разных форм и модификаций. Мы не берем в расчет длинные маршруты и считаем по минимуму, т.е. те же маршруты – это еще 2 млрд.

Легковые машины оснащены «Транспондерами» «более 60 процентов, а на некоторых пунктах фиксируется 80%», - так сообщили в пресс-службе. Там же дали и основную маршрутизацию: «самые востребованные развязки: Богатырский, Макарова, Благодатная, КАД (Юг) и КАД (Север). Самые популярные маршруты (в обе стороны) Богатырский – Макарова, Богатырский - КАД (Юг), Макарова – КАД (Юг)».

В итоге по легковушкам считаем: с их водителей по "Транспондерам" сейчас берут около 2,5 млрд рублей. Еще примерно столько же с автомобилистов платят наличными.

Отмечу, что не обладая всеми цифрами, нельзя со стопроцентной точностью просчитать стоимость: мы считали по минимуму, предполагая, что машины проезжали одну, реже две зоны. Т.е. все расчеты, представленные здесь, явно, но сознательно занижены.

В итоге мы получаем, что ЗСД уже приближается к самоокупаемости, хотя пока в сумме МСС может за год выручить от 8 (что и есть 1+2+2,5+2,5 млрд), до 9 млрд (с учетом летнего подъема трафика).

Но вот тут возникает еще одно удивление. В бюджете Санкт-Петербурга заложены 4,6 млрд рублей на компенсацию МСС. С другой стороны, даже по консервативному подсчету (8 млрд) городу придется доплатить нашим кипрским друзьям 1,6 млрд, а по более реалистичному - 0,6 млрд. Куда пойдут оставшихся 3-4 млрд рублей? Кто-то думает, что они останутся в бюджете? Я сильно сомневаюсь.

share
print