Истории

Преподобные музейщики

Опыт работы с местными музейщиками попытались представить деятели РПЦ как альтернативу музейному коллективу Исаакиевского собора. На пресс-конференции 16 февраля рассказывали о музеях, которые содержит церковь, но ни один из них не сравнится с Исаакием. Результаты того, как РПЦ сохраняет музейные ценности в Сампсониевском соборе, который ранее принадлежал музею, еще только предстоит узнать.

Музеи и РПЦ

В пресс-конференции участвовали директор Музея истории религии Любовь Мусиенко, замдиректора по эксплуатации музея-памятника «Исаакиевский-собор» Борис Подольский, директор Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника Людмила Губчевская, помощник наместника Александро-Невской Лавры по реставрации Алексей Одинцов, настоятель храма Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Шпалерной улице протоиерей Вячеслав Харинов и настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря игуменья Илариона Феоктистова.

Единственный в России Музей истории религии законно выгнали из Казанского собора 17 лет назад. Здание забрала церковь.

— Были трудности, потому что новое помещение находится на периферии к Невскому проспекту. Были потери в посетителях, но сейчас их количество растет, — рассказала Любовь Мусиенко.

Музей работает 85 лет. При открытии в 1932 году он насчитывал 847 единиц хранения. С тех пор коллекция разрослась до двух тысяч единиц хранения.

Музею-заповеднику «Старая Ладога» 45 лет. Его коллекция насчитывает более 140 тысяч единиц хранения. Основной фонд — фрагменты фресок и строительных материалов разрушенных храмов Ладоги XII века.

— Из десяти сохранившихся храмов Ладоги музей отреставрировал за 45 лет шесть. Среди них два памятника мирового значения: храм Успения Богородицы (передан РПЦ. — Прим. ред.) и церковь святого Георгия. Из шести храмов четыре переданы в пользование женской и мужской обители. Экспозиция выстроена так, чтобы не мешать богослужениям, — сообщила Людмила Губчевская.

По такой же схеме РПЦ задумала забрать Исаакиевский собор: государство реставрирует, церковь безвозмездно пользуется. К слову, на сайте «Старой Ладоги» открыт раздел «Ликвидация» светского музея в Исаакиевском соборе, где опубликовано заявление президиума Творческого союза музейных работников Петербурга и области за сохранение музея.

Музей-памятник «Исаакиевский собор» включал в себя четыре собора. Это Сампсониевский, Смольный, Исаакиевский собор и Спас на Крови. Сампсониевский и Смольный переданы церкви.

— 149 предметов Сампсониевского собора входят в Музейный фонд России и представляют собой его неотъемлемые части. Заключен договор совместного владения на период безвозмездного пользования на 49 лет в части сохранности музейных ценностей. Договор утвержден Минкультом. Задача РПЦ только поддерживать климатический график. Реставрация проводится за счет музея, — рассказал Борис Подольский.

Основная задача музейщиков в Исаакиевском соборе — следить за состоянием несущих конструкций. Осадка строения небольшая — полмиллиметра в год.

Семь лет коллектив музея решал проблему температурного режима Исаакия. При помощи Политехнического университета два года изучали температуру в здании, создали расчетную 3D-модель, которую воплотили в жизнь. Это обошлось музею в 48 миллионов рублей. Пять серверов получают данные с датчиков по всему зданию и автоматически меняют параметры, чтобы поддерживать температуру в 19 градусов по всему собору.

Крест под стелькой

Церковь имеет опыт работы с музейными ценностями и с созданием музеев. Протоиерей Вячеслав Харинов работал когда-то старшим научным сотрудником одного из музеев. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Шпалерной улице с 1932 года принадлежал Музею истории религии и атеизма, а с 1970 года в здании находилось городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

В храме открыт музей Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Коллекция музея основана на объектах военной археологии. Харинов более 20 лет связан с поисковым движением. Музей помогал устраивать две выставки Центральному архиву Петербурга, участвовал в подготовке экспозиций и выставок в Музее истории религии, подготовил по две выставки в Музее обороны Ленинграда и в Музее прорыва блокады.

Также в храме расположен Музей новомучеников, посвященный трем святым прошлого века. Этот музей также участвует в подготовке выставок и Центрального архива и Музея истории религии.

Харинов имеет право служения и в Тихвинской епархии, а потому строит и восстанавливает там храмы. Это, в частности, Успенский храм в селе Лезье Кировского района Ленобласти, где Харинов – настоятель, и недавно выстроенный храмовый комплекс в поселке Апраксин. Комплекс открывали губернатор области Александр Дрозденко и председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер.

— Мы увековечили 2 700 имен красноармейцев на наружных и внутренних стенах храма. Строим храм, который посвятим расстрелянным немцами жителям на оккупированных территориях. В притворе храма будет экспозиция. Другой храм, к реставрации которого мы приступаем, будет посвящен военной дороге 101. В нем будет представлена поднятая со дна Ладожского озера техника, — поведал Харинов.

Другой храм стоит в деревне Васильково Кировского района Ленобласти. Здесь в войну располагались лазареты в 15 километрах от линии фронта. Музей в притворе храма посвящен военным медикам.

— Военно-медицинский музей согласился сотрудничать с нами. Напротив храма похоронены медики, которые погибли от немецких бомбардировок, — рассказал Харинов.

С его слов, Россия всегда оставалась православной.

— Деревенские ребята шли в атаку с крестами. Мало кто знает методику поисковой деятельности: разорвать сапог или ботинок, который нашли при солдате. Между стелькой или подошвой может быть какое-то послание, но чаще всего там прятали нательные кресты красноармейцы, — поведал Харинов, что очень похоже на «проповеди» спикера петербургского парламента Вячеслава Макарова о том, как прятали кресты члены КПСС.

Замечательное «Сошествие в ад»

Александро-Невской лавре более 300 лет. Свято-Троицкий собор хранит немало картин, которые входят в Музейный фонд России. Эти полотна находятся на балансе Русского музея, Эрмитажа. Также лавра — крупнейший обладатель коллекции намазной скульптуры.

Монументалисты Эрмитажа воссоздают росписи лавры, сотрудничает с обителью также Академия художеств. Во время недавних работ по реставрации нашли могилу генерала Якова Ростовцева, основного разработчика крестьянской реформы 1861 года, и некрополь грузинских царевичей.

— Долгая проблема у нас с передачей Благовещенской церкви, — признался Алексей Одинцов.

Церковь пытается отобрать помещение у Музея городской скульптуры, который располагается в Благовещенской усыпальнице лавры.

Игумения Илариона Феоктистова рассказала, что подворье Константино-Еленинского монастыря на Рижском проспекте, храм преподобно-мученика Андрея Критского, содержит Музей христианской культуры.

Храм действует десять лет, музей почти девять. Музей хранит иконы от византийских времен до конца XIX века. Это и коллекция нательных крестов, начиная с VI века, и предметы церковной утвари. Музей работает в формате открытого фондохранилища. Три картины собрания выставлялись в Эрмитаже.

— На праздники некоторые иконы мы выносим. На Пасху выносим замечательную икону «Сошествие в ад», — рассказала Феоктистова.

Помнится, стараниями искусствоведов Третьяковской галереи рублевскую «Троицу» в 2008 году от церковных праздников спасти удалось.

Пока рано

В случае Исаакиевского собора РПЦ пришла на всё готовенькое. Музейный опыт церкви вызывает уважение. Но могут ли сравниться лавра и местные не так давно открытые музеи с Исаакиевским собором?

Сказать о том, как церковь справляется с обязанностью хранить музейные ценности Борис Подольский ответить не смог.

— Передавая здание, мы передаем все материалы по содержанию инженерных систем. Сейчас только подводится итог наших взаимоотношений по Сампсониевскому собору. Пока рано о чем-либо говорить, — заявил Подольский.

share
print