Истории

Виктор Минков: Я хочу театр умный и чувственный

Гала-концерт с участием мировых звезд балета и мюзикла, творческие вечера с выдающимися актерами театра и кино и неожиданные премьеры — театр «Приют комедианта» отмечает 30-летие. О программе концерта «30 лет с любовью» и не только «МР» рассказал художественный руководитель «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Новые стены — новые смыслы

Год назад мы вернулись домой — в открытое после ремонта здание нашего театра — очень красивое, современное, уютное и хорошо оборудованное пространство. У нас раньше была конфета — наши спектакли, а теперь появился и подобающий красивый фантик. Это пространство, где человеку хорошо. Такой отдельный, другой мир, не мир улицы, в широком понимании. Но мы теперь хотим насытить наш дом новым смыслом, новым содержанием. Для меня этот смысл — на стыке поколений. «Приют» — театр молодой, по духу, по программе, репертуару. Но важно сохранить преемственность поколений: соединять в каждом спектакле мастеров и молодых, традиционный театр и современную режиссуру. Привлечение молодых, но уже заявивших о себе режиссеров – это моя принципиальная позиция. За последние два года на сцене «Приюта» ставили все те, кто сейчас гремит по стране — Волкострелов, Александровский, Кулябин, Сенин, Серзин.

Клубный формат

Сейчас у нас есть все возможности, чтобы сделать театр-клуб. Клубный формат откроет серия творческих вечеров. Первая встреча состоится 19 февраля с Валентиной Илларионовной Талызиной. 3 марта впервые на нашу сцену вступит Светлана Николаевна Крючкова. В конце марта — Лариса Ивановна Маливанная. Мне кажется, что творческие вечера «зазвучат» именно в таком театре, как «Приют комедианта». Наш зал располагает к камерности общения. И здесь не соврешь: все на виду. Можно соврать в зале на 2000 мест, даже в зале на 700 мест, но здесь — нет. Знаете, как Валентина Талызина начинает свои вечера? Она выходит на сцену и говорит зрителям: «Закройте, пожалуйста, глаза», и начинает читать «С любимыми не расставайтесь!». Этим одним она сразу забирает зал.

В перспективе на творческих вечерах могут быть не обязательно и артисты – могут быть почетные граждане Петербурга, люди, известные в каких-то иных, не театральных, сферах. Мне очень хочется, чтобы на сцене театра «Приют комедианта» были личности и именно в таком моноформате. В задумках проведение на нашей площадке кинофестиваля (петербуржцы старшего поколения помнят, что здесь был кинотеатр «Сатурн»). Мы хотим устроить кинофестиваль современного, артхаусного кино. Все это тоже ложится в концепцию преемственности поколений. Опыт, мастерство и молодость — это перспективный сплав.

Мост в Европу

21 февраля в театре откроется большая международная конференция «Российский и европейский театр в эпоху глобальных перемен». Мы обсудим серьезные вопросы, связанные с современным театром, как творческие, так и экономические. К нам приезжают директора национальных театров и крупнейших фестивалей из девяти стран мира и, конечно же, руководители крупнейших театров России. Мне кажется, сейчас — в эпоху санкций и антисанкций, некоего раздрая — это очень актуальный формат. Люди культуры, люди театра должны быть вместе и с еще большим усилием стремиться навстречу друг другу.

Это событие откроет цикл конференций, которые пройдут в «Приюте». И это не только возможность обсуждать насущные проблемы. Подобные встречи рождают контакты, открывают перспективы проведения обменных гастролей, мастер-классов, фестивалей. По сути, 21 февраля «Приют комедианта» объединит на своей площадке европейское театральное пространство.

Умный театр

Какой театр мне нужен? Я хочу театр умный и чувственный. Понятие ума у каждого очень разное. Но я хочу, чтобы в этом театре люди смеялись, плакали и думали. Я не хочу чисто развлекательный театр. Не хочу театр чисто трагический. Мне интересно делать театр высокой классической комедии. Как «Лир» Богомолова или «Смерть Тарелкина» Серзина. Высокая комедия — это слезы и смех, это смех сквозь слезы. Высокая комедия – это спектакли, в которых надо включать голову. Но мне важно, чтобы у зрителя после спектакля осталось послевкусие. Этим объясняется выбор приглашенных режиссеров.

Сейчас начинает репетировать очень известный московский режиссер, ученица Сергея Женовача — Марфа Горвиц. Она ставит Розова «С вечера до полудня», это потрясающая семейная история в прочтении режиссера, представляющего совсем иной, не традиционный театр. На май намечена премьера по рассказам Шукшина — постановка Василия Сенина, ученика Петра Фоменко, тоже уже известного режиссера, который ставит в театрах Москвы и Петербурга. На осень — к 100-летию революции у нас будет «Собачье сердце» в постановке молодого, но уже знаменитого режиссера Максима Диденко. На роль профессора Преображенского приглашена звезда кино и театра — народный артист России, актер МХТ Николай Чиндяйкин. Потом на нашу сцену впервые выйдет Сергей Мигицко: блистательный балетмейстер Сергей Грицай делает с ним спектакль по Марине Цветаевой. А знаменитый солист Мариинского театра Юрий Смекалов вместе с Владимиром Варнавой поставят балет с участием артистов Мариинского и Большого театра — расширяем жанровые рамки.

Все, что происходит в «Приюте комедианта» — это каждый раз эксперимент. Я сам авантюрный человек по натуре, мне нравится пробовать и рисковать.

30 лет с любовью

20 февраля на сцене БДТ им. Товстоногова мы отметим 30-летие нашего театра. Очень хотелось сделать праздник, историю с участием драматических артистов, звезд театра и кино, которые выходили или будут выходить на сцену «Приюта комедиантов» — театр без труппы, театр, открытый миру. Нас поздравят ведущие мастера балета Мариинского и Большого театра, Берлинского национального балета. На сцену выйдет самые лучшие артисты мюзикла в России Манана Гогитидзе и Иван Ожогин.

Программа гала-концерта называется «30 лет с любовью», потому что трепетное отношение к публике — это кредо, стиль нашего театра. Нам важно, чтобы зрителям у нас было комфортно и уютно, как дома. И этот концерт — признание в любви Петербургу и нашей публике.

share
print