Истории

«Ян, прости нас»

В Главном Штабе Эрмитажа представили изданный в Вене на английском языке каталог выставки современного фламандского художника Яна Фабра «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния - воин красоты» (издательство SKIRA, 2017).

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, открывая представление каталога, поблагодарил Фабра и всех, кто создавал выставку и заявил, что она стала событием для Петербурга и им останется, что люди стали останавливаться в залах Зимнего дворца, где она размещена.  Что у людей возник интерес к Снайдерсу, Рубенсу. А каталог выставки – прекрасное издание с великолепным текстом. Пиотровский считает, что у музея нет оснований менять свою выставочную политику, потому что в искусстве у каждого должно быть свое мнение.

Ян Фабр, которому  Михаил Пиотровский передал слово, также поблагодарил создателей выставки и снова напомнил: «Хочу еще раз сказать  протестующим,  что все кошки, все собаки, которых вы видели на открытии выставки, -  все они были бездомными, уличными, и я их подобрал на дорогах моей страны, когда они были уже мертвы.  Мы должны думать о том, что мы люди и должны быть более доброжелательными по отношению к животным, - посоветовал художник. – А на агрессию тех людей, которым все это не нравится,  реагировать, приглашая их на выставки и в музеи, чтобы они своими глазами видели все».

Каталог, который предваряет вступительная статья Михаила Пиотровского, включает в себя более десяти статей, посвященных сериям работ художника согласно их расположению в залах Эрмитажа. Кателейн Брурс, директор центра «Эрмитаж-Амстердам», одна из авторов каталога, написала, что и выставка, и каталог стали демонстрацией вершины сотрудничества, которое может быть достигнуто в совместной музейной работе.

Куратор выставки Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа,  отмечает, что «Фабру удалось переосмыслить пространство Эрмитажа, как некое единое мультикультурное целое». Озерков сказал, что особенностью изданного каталога стало то, что в этой книге запечатлен процесс создания выставки, она сама и некоторые моменты ее бытования в стенах музея, то есть стал фактическим документом: «Выставка закончится, залы вернуться в первоначальное состояние и останется документ, который можно хранить на книжной полке». Издание на английском языке Озерков объяснил тем, что по-английски книгу прочтут во всем мире.

Ян Фабр подписывал каталог всем желающим и отвечал на вопросы, потом можно было еще раз пройти по экспозиции Фабра в Главном Штабе (сама выставка продлится до 9 апреля 2017 года).

MR7.ru  уже писал о том, что выставку, которая вызвала неоднозначный резонанс, посетили с экскурсией, проведенной Дмитрием Озерковым, представители Управления ветеринарии во главе с начальником Юрием Андреевым. Также выставку посетил и Уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов. Писали мы и о книге отзывов о выставке, которая сама вполне способна стать экспонатом – свидетельством того, что, прежде всего, люди не просто не понимают современное искусство, но в большинстве своем агрессивно настроены на непонимание.

 

В книге отзывов даже кто-то написал о «чудовищной провинциальности» выставки – причем задолго до того, как Пиотровский в связи с происходящим в Петербурге посетовал на провинциализацию города, имея в виду, конечно же, совершенно другое. Но понятия о провинциальности и провинциализации у директора Эрмитажа и неизвестного посетителя выставки диаметрально противоположны. Но среди отзывов встречаются и такие: «Ян, прости нас, когда-нибудь они поймут!».

share
print