Истории

Имперский дух Эрмитажа

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский больше не комментирует ни передачу Исаакиевского собора РПЦ, ни ситуацию с Европейским университетом. Но готовится к столетию революций и говорит о роли Эрмитажа в жизни Петербурга.

Эрмитаж и ФСБ

По поводу возможного слияния РНБ (Публично библиотеки в Петербурге) и РГБ (Ленинской библиотеки в Москве) он сказал лишь, что это «непродуманный шаг». Про явление в Фондохранилище Эрмитажа в Старой Деревне ФСБ Михаил Борисович сказал, что комментарии по этому поводу – на официальном сайте музея: «Никаких бумаг мы не имеем, с ФСБ мы в контакте. Информировать о том, что их интересует, я не уполномочен».

И дальше говорил о том, что Эрмитаж ведет много строек, весьма успешных, и постоянно контактирует с ФСБ по поводу этих самых строек, и само ведомство тоже следит за эрмитажными стройками с самого начала. Пиотровский никак не связывает появление ФСБ в Старой Деревне  со своими высказываниями по отношению к ситуации вокруг Исаакия и Европейского университета, он отметил, что высказывается по разным поводам раз в несколько дней и иногда эти поводы важнее, чем Исаакий.

А что касается строительства, то, по словам Пиотровского, «кругом жулики, пятьдесят процентов во всех областях жулики, и мы заставляем их работать до того, как они обанкротились, постоянно находимся в судах – штрафы, санкции, у нас десятки миллионов рублей штрафных санкций, которые мы успеваем (с них. – Прим. ред.) получить». Он сказал, что выигрывают конкурсы «самые неизвестные, самые неумелые, такие, которые потом оказываются банкротами» - потому что закон такой и ценообразование такое.  Пиотровский пообещал, что в феврале Эрмитаж будет приглашать журналистов на все объекты, где ведутся работы – в здание Биржи, Запасной дом, на строительство второй очереди в Фондохранилище в Старой Деревне, где также «строится и открытая Публичная библиотека по искусству, которая очень важна».

Самая главная выставка

Пиотровский, говоря об ушедшем годе, не мог не коснуться вызвавшей столько дискуссий выставки Яна Фабра «Рыцарь отчаяния. Воин красоты» (кстати, завтра в Эрмитаже представят каталог выставки. – Прим. ред.). Он говорил о жалобах, которые написаны под копирку и о том, кому выставка понравилась, а  кому – нет: «Есть набор персонажей, кому не нравится – например, одна певица, я не помню ее имени, и один политический деятель, который переехал и стал депутатом в Москве,  и есть те, кому нравится – Сергею Шнурову и премьер-министру Дмитрию Медведеву». А в целом, как сказал Пиотровский, «получилась хорошая дискуссия о современном искусстве».

Сто лет назад

Главное мега-событие Эрмитажа-2017 – столетие революции. Этот проект так и назвали – Штурм Зимнего». Уже в эту субботу, 4 февраля в выставочном центре «Эрмитаж-Амстердам» открывается выставка «1917. Романовы и Революция. Конец империи» - это более чем 250 экспонатов из коллекций самого Эрмитажа, Государственного архива РФ в Москве и Артиллерийского музея Петербурга. Основа выставки - документы, личные вещи, фотографии императорской четы. Потом эта выставка приедет собственно в Эрмитаж, поменяв название «Зимний в 1917 году». Это будет история о том, что происходило здесь, в дворцовом пространстве – о лазарете и Временном правительстве, о комиссии по расследованию деятельности десяти царских министров и т. д.

В проект «Штурм Зимнего» войдет и первая в России персональная выставка немецкого художника Ансельма Кифера – единственного, чьи работы при жизни вошли в постоянную экспозицию Лувра. Пиотровский рассказал, что Ансельм Кифер специально для эрмитажной выставки создал более 20 новых работ, посвященных предсказателю Революции Велимиру Хлебникову, русскому поэту-футуристу.

«Будет серия точечных выставок в тех местах Эрмитажа, где что-то происходило. Например, покажем большой самовар из лазарета в Гербовом зале», - рассказал Пиотровский. В собственно Аванзале откроют экспозицию, посвященную Лазарету имени наследника цесаревича Алексея (открыли в Зимнем дворце в 1915 году и лазарет работал вплоть до 27 октября 1917). В Николаевском зале расскажут об основных событиях, приведших к Февральской революции, отречению Николая Второго и Октябрю.

В Концертном зале – о Зимнем дворце в 1917 году, в Арапском зале расскажут об одном из самых интересных периодов в истории издательского дела в России – после Октября до 1922 года. Среди редких экспонатов – агитационные плакаты 1918-20 годов, детские лубки артели художников «Сегодня», издание «Двенадцати» Блока с иллюстрациями Юрия Анненкова, первое издание работы Ленина «Государство и революция», а также листовка об эвакуации и реэвакуации коллекции Эрмитажа в 1917-20-х годах.

Конечно, вспомнят Сергея Эйзенштейна с его фильмом «Октябрь» (1927) и эпическим фрагментом «Штурм Зимнего» - будет показан и фильм, и предметы, которые были задействованы в съемках, - выставка «Эйзенштейн. Революция в искусстве» развернется в Главном Штабе.

Михаил Пиотровский  сам создает четыре авторских фильма о Революции как явлении в самом широком смысле этого слова. К столетнему юбилею Октября Эрмитаж и Главный штаб подсветят красным, а на Дворцовой площади 25 октября состоится видеомистерия.

Пальмира и современность

Журналисты спросили Михаила Пиотровского о Пальмире, куда он летал лично и о восстановлении которой говорил. «Пальмира, к сожалению, упущена, и ее нужно вернуть – это вопрос чести», - сказал директор Эрмитажа и добавил, что Эрмитаж, другие учреждения культуры России и Минкульт в сотрудничестве с ЮНЕСКО готовят соглашение с властями Сирии о реставрации разрушенных памятников культуры.

Про Крым говорила Светлана Адаскина, главный хранитель Государственного Эрмитажа – про семь эрмитажных археологических экспедиций, которые работают там в сезон, сдавая находки заповедникам – Керченскому и Херсонесскому, теперь еще Эрмитаж внедряет и реставрационные проекты, что же касается отношений Херсонесского заповедника с РПЦ, то «остроты нет».

Несколькими днями раньше Пиотровский, когда еще комментировал ситуацию с Исаакием и Европейским университетом, сказал о происходящей на наших глазах «дикой провинциализации Петербурга»: «Все эти истории абсолютно оттуда же: и с Европейским университетом, и с Исаакиевским собором, и со многими другими вещами».

И последний вопрос, который задали директору Эрмитажа сегодня, был как раз про это – кто виноват в этой самой провинциализации. «Когда что-то происходит с большой массой людей, в пятидесяти процентах виноваты сами люди, сами жители Петербурга. Виновата и история. Поэтому надо сопротивляться. Одним из видов сопротивления является Эрмитаж, сохраняющий имперский дух в центре Петербурга», - ответил Пиотровский.

share
print