Истории

Новые требования к ГИБДД. Теперь без чести

С 1 сентября гаишники будут работать с нами по-новому. В первый день осени начнет действовать опубликованный сегодня регламент действий сотрудников ГИБДД.

Официально

Сегодня в «Российской газете» опубликован Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».

Как уверяют в МВД, в разработке положений этого регламента участвовали не только высокопоставленные милиционеры, но и представители исполнительной власти, общественные организации и граждане.

Это и есть документ, содержащий новый регламент. В нем содержится более 70 страниц текста. Попробуем разобраться, какие основные новшества ждут водителей.

Инспекторы больше не обязаны отдавать честь

Регламент требует от сотрудников ГИБДД многого:

Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам.

В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

Отдельно оговаривается обязанность инспекторов давать справки участникам движения, в частности по уточнению маршрута или по вопросу перемещенных транспортных средств.

Инспектор должен подойти к машине, которую он остановил со стороны водителя. И только, если есть объективные обстоятельства (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средств.

Может он и попросить водителя выйти, правда только для того, чтобы устранить неисправность, при наличии у водителя признаков опьянения, для проведения сверки номеров с документами, для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза, а также, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи или, когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Ну а идти в помещение поста или в машину ДПС необходимо, только для оформления процессуальных документов. Никакие «сядьте в машину» не принимаются, если дело еще не дошло до протокола.

Важное нововведение заключается в том, что теперь инспекторы не обязаны отдавать честь водителю.

В данное наставление старое требование не попало, видимо, потому, что наличие в правой руке жезла, сильно затрудняет традиционное милицейское приветствие.

В засаде
"Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается", - формулировка регламента однозначна. Здесь же разъясняется, что патрульный автомобиль - это транспортное средство Госавтоинспекции, на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, включенное в установленном порядке в постовую ведомость.

Правда, относят к патрульным машинам и автомобили скрытого контроля. То есть стрелять радаром можно и из «гражданского» автомобиля. А вот преследовать и останавливать нарушителей могут только люди в форме на специально помеченных цветом и приборами машинах.

Осматривать можно без документов

В регламенте, наконец, прописали порядок осмотра и досмотра людей и машин.

Осмотр - это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза. Основанием для его проведения могут быть ориентировки, указания в рамках спецмероприятий, если есть подозрения, что груз не соответствует документам, или, что есть неисправности, при которых эксплуатация машины запрещена. Сверка номеров с документами - это тоже осмотр.
При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется, за счет чего экономится время.

А вот если гражданин откажется от осмотра, то его вполне могут досмотреть. Эта процедура более серьезная, здесь уже требуется составление документов.

Если трезв – инспектор отвезет к машине

Прописали в регламенте и порядок освидетельствования на опьянение.

Если у милиционера есть обоснованные подозрения, что водитель пропустил пару рюмок, то инспектор должен предложить дыхнуть в алкотестер, но только в присутствии двух понятых.

Если с собой нет прибора, то милиционер везет водителя на пост ДПС или в пункт милиции, где с техникой все в порядке.
Водитель дыхнул, прибор показал, что дышавший пьян. Это еще не все. Водитель имеет полное право не соглашаться с показаниями прибора. В таком случае, его отправляют на освидетельствование в наркодиспанцер. Это делается также с понятыми. Кстати, отправить водителя к доктору инспектор может и в том случае, если прибор показал, что дышавший трезв, но подозрения инспектора все-таки сильны.

Замечательно то, что в случае если подозрения инспектора не подтвердились, то он обязан отвести водителя обратно к автомобилю.

Даже если водитель виноват и машину задержали на трассе, гаишники обязаны доставить водителя до ближайшего населенного пункта.

ГИБДД вне времени

Примечательно, что в регламенте нет указаний на время проведения большинства процедур. Объясняют это особенностями работы.

Правда, документ оговаривает то, что время должно быть минимальным.

share
print