Истории

Общественный договор взамен экономики

На Гайдаровском форуме был представлен доклад Всемирного банка о состоянии дел в российской экономике. Как и всегда у России есть два пути, правда безальтернативных, – идти по ним нужно параллельно: повышение производительности труда и вложения в человеческий капитал. При наличии эффективного госуправления.

190-страничный доклад на английском языке, посвященный России, был опубликован Всемирным банком 27 декабря 2016 года. Даже беглый просмотр документа поражает глубиной погружения в тему. На форуме была представлена выжимка из этого доклада.

Нехотя, но придется процитировать министра культуры РФ Владимира Мединского, который при посещении Зубовского института очень точно подметил ситуацию в госсекторе: «Вы как бы работаете, мы вам как бы платим зарплату». Цитата как нельзя кстати подходит к выводам ВБ: рабочие места, дешевые госуслуги и социальные выплаты в обмен на широкие полномочия — это основа «общественного договора» между гражданами и властью в России.

Эксперты поясняют, что для почти 60 млн человек в России государство — основной источник дохода, указала на презентации доклада заместитель главного экономиста Всемирного банка Ана Ревенга: это 40 млн пенсионеров и порядка 20 млн сотрудников госкомпаний. В госсекторе занята треть всех официально работающих, напоминает Всемирный банк.

Наиболее зависимы от государства люди с низкими доходами — для 40% в этой категории государство благодаря возраставшим в 2000-е годы социальным платежам стало основным источником денег. Бюджетные выплаты стали одним из ключевых драйверов социальной мобильности — то есть именно за счёт бюджета значительная часть населения перешла из менее обеспеченной ближе к среднему классу.

Но аппетит приходит во время еды. Как итог политики последних 10 лет, население все время что-то ждет от государства: оно должно обеспечить рабочие места и социальные услуги, например, бесплатную медицину и образование, дешевые услуги ЖКХ.

Существующая модель, основанная на прочном влиянии государства на экономическую и социальную политику, опирается на достаточно серьезную политическую поддержку, констатирует в своем докладе Всемирный банк: но в текущих условиях она может со временем ослабнуть, ведь ожидания больше нечем оправдывать.

Проблема в том, что бюджет тратил на социальную поддержку в ущерб другим статьям — в первую очередь государство недостаточно инвестировало в инфраструктуру и человеческий капитал, то есть здравоохранение и образование. В итоге «качество и справедливость предоставления таких услуг перестали оправдывать ожидания», заключают эксперты Всемирного банка.

Вместе с тем расходы на социальные выплаты росли: пенсии индексировали, зарплаты бюджетников росли, увеличивалась и помощь предприятиям. Причем значительная часть таких выплат порой неэффективна, поскольку по многим видам поддержки нет ни четких критериев нуждаемости, ни способов проверить конечный эффект. Когда цены на нефть были высокими, неэффективность растущих социальных выплат компенсировалась постоянно растущими нефтегазовыми доходами.

Но теперь денег на щедрую социальную политику в бюджете все меньше. Так, в 2016 году правительство отказалось от индексации пенсий на фактическую инфляцию 2015 года (почти 13%): выплаты пенсионерам повысили на 4%, а в январе решили разово раздать им по 5000 рублей. Сегодня государству все труднее найти баланс между продолжением социальной поддержки в прежних объемах и необходимостью сохранять устойчивый бюджет, заключает Всемирный банк.

Отходя немного от доклада, вспоминается моя беседа с экономистом Евсеем Гурвичем, членом Экономического совета при Президенте РФ, который еще в середине нулевых мне пояснил, что «цена на нефть упадет тогда, когда все руководители уверуют себя, что она не упадет никогда». И вот она упала и что же делать в такой ситуации?

Представители ВБ отвечают, что у России есть два пути. Первый – повышение производительности для обеспечения диверсифицированного роста.

Факторы, сдерживающие рост производительности на уровне всей экономики, включают в себя сохраняющиеся проблемы в части инвестиционного климата, искажение рыночных и внешнеторговых механизмов, изношенный основной капитал и недостаточную связность.

Факторы, сдерживающие рост производительности на уровне предприятия, связаны с ограниченной инновационной деятельностью, а также с факторами, ограничивающими производительность на уровне работника: ограниченным предложением дополнительных навыков.

Частные предприятия в России считают дефицит навыков (особенно социальных и поведенческих компетенций, а также способностей решать проблемы и использовать творческие подходы) одним из самых серьезных факторов, ограничивающих их развитие и рост.  

Несмотря на очень высокий уровень формального образования у российских работников, современные качество и содержание образования не способствуют формированию квалификаций, востребованных на рынке труда. Дефицит квалификаций и навыков увеличивается по мере того, как учащиеся проходят через различные ступени российской системы образования, и еще больше нарастает, когда они выходят на рынок труда.

Второй путь: дальнейшее совершенствование человеческого капитала и улучшение доступа к услугам. В докладе обозначены основные направления реформ, призванных снизить уязвимость за счет дальнейшего совершенствования человеческого капитала и улучшения доступа к государственным услугам.

Специалисты отмечают, что инвестиции в человеческий капитал и дополнительные реформы рынка труда совершенно необходимы для того, чтобы повысить равенство возможностей.  Хотя в последние годы некоторые показатели здоровья населения улучшились, продолжительность жизни (особенно у мужчин) низка, а за средними показателями по стране скрываются значительные различия в показателях состояния здоровья между регионами и социально-экономическими группами.  

Три необходимых условия для обеспечения устойчивого роста: совершенствование государственного управления, обеспечение устойчивости бюджета и более эффективное использование природных ресурсов. Меры, призванные повысить эффективность борьбы с коррупцией, качество регулирования, укрепить корпоративное управление, а также повысить подотчётность и способности предоставлять государственные услуги, являются важнейшими элементами при формировании более качественной среды государственного управления.

Это, что касается доклада. Теперь дело за малым. Найти, кто сможет написать программу развития и, главное, кто ее сможет реализовать. И если написать еще кто-то и может, но вот реализовать? Пока таких не видно. Так и живем при «общественном договоре» или «верхи не могут, а низы ничего не хотят». Ну а на коленях все те же мозоли.

share
print